Отношение к инновациям и стресс инноваций в высшем образовании
https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-07
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема отношения к инновациям и стрессу инноваций в высшем образовании. Многочисленные исследователи выделяют разные типы обучения (преподавания) в вузе, ориентированные на большую или меньшую инновационность, в том числе на большее или меньшее процедурное, методическое, иное творчество. Так, традиционный, репродуктивный и «теоретически ориентированный» тип обучения связан с ретрансляцией, воспроизводством социального опыта, а «практически ориентированный» – с творческим поиском, основанным на имеющемся опыте, и его обогащением. Постановка задачи. Однако в реальности невозможно найти такие формы, форматы обучения и воспитания, в которых практика обучения сводилась бы только к организации «чистой, стерильной» репродукции знаний и навыков, но еще сложнее представить себе обучение исключительно на творческой, практической, исследовательской, метапредметной основе, вне репродуктивной ретрансляции важнейших знаний и навыков, оставленных предшественниками ныне живущим поколениям. Инновационное обучение, как и репродуктивное, подразумевает учет качества и направленности обучения, его нравственно-идеологические, социальные, психологические и иные условия и результаты. На фоне очевидных позитивных результатов инновационных внедрений в контексте настоящей работы авторы отмечают, что образовательные инновации часто способствуют преодолению личностью возрастных и событийных (травмы, катастрофы, войны, потеря близких) кризисов, вызывающих стрессы. Вместе с тем психологи-теоретики и практикующие психологи, педагоги, другие специалисты констатируют, что в учреждениях образования у обучающихся и преподавателей стресс инноваций возникает и развивается как результат активных трансформаций в образовании, вызывая стрессы и постстрессовые нарушения (дидактогении) в форме педиогении, матетогении и эдьюктогении. Основные цели настоящего исследования – осмысление типов отношения людей к инновациям в образовании в контексте понятия стресса инноваций; представление программы минимизации и профилактики негативных последствий инноваций, апробированной в Южном федеральном университете в течение 8 лет. Методология и методика исследования. Основным методом выступает теоретический анализ проблематики отношения людей к инновациям в образовании в контексте понятия стресса инноваций, их профилактики и коррекции. Результаты. Полученные результаты позволили заключить, что современные российские педагоги и студенты недостаточно готовы к принятию и реализации ряда нововведений, что вне дискуссии о качестве и направленности новаций и псевдоноваций значительно снижает результативность вводимых в образовательный процесс преобразований. Одна из основных причин – усталость и пассивность участников образовательного процесса как результат недостаточной уверенности в продуктивности и эффективности осуществляемых и грядущих перемен, в которых обучающиеся и педагоги смогут действительно быть максимально продуктивными, полезными за счет освоения современных образовательных технологий, усвоения культуры достоинства, подразумевающей принятие себя, других, реальности, освоение коммуникативных навыков. Выводы. При создании и обосновании интегративной модели профилактики и преодоления стрессов инноваций для учащихся и преподавателей необходимо разрешить задачи профилактики и коррекции стресса в рамках гармоничного и аутентичного развития субъектов образования применительно к культуре достоинства в образовательном, профессиональном, личностном и интерактивном контекстах. Профилактика и коррекция стресса в инновационном образовании (и в стрессе от инноваций) связаны с профилактикой и коррекцией педиогении (вреда, вызванного неправильным, разрушительным и патологизирующим отношением педагогов к обучающимся), матетогении (вреда, причиняемого неправильным, разрушительным и патологизирующим отношением обучающихся к педагогам) и эдьюктогении (вреда для участников образовательного процесса, связанного с деформацией организационных условий и форм обучения и воспитания). Один из компонентов работы – психологическая (психотерапевтическая) помощь субъектам образования (в форме разовых консультаций и тренингов, коучинга и систематического сопровождения). Все виды помощи должны быть нацелены на системную, интегративную профилактику и коррекцию стрессов в образовании, включая стрессы инновации.
Об авторах
А. И. ТащёваРоссия
Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
М. Р. Арпентьева
Россия
Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, педагог-психолог, ГБОУ КО «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи “Содействие”»
248023, г. Калуга, ул. Степана Разина, д. 26
С. В. Гриднева
Россия
Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Список литературы
1. Наумцева Ю. Психологическая готовность к организационным изменениям: подходы, понятия, методы // Организационная психология. 2016. Т. 6, № 2. С. 55–74.
2. Панферов В. Н., Безгодова С. А., Васильева С. В., Иванов А. С., Микляева А. В. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 127–143. DOI: 10.17759/sps.2020110108.
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции : пер. с фр. Москва : ПОСТУМ, 2015. 240 с.
4. Академия психологии и педагогики: образовательные возможности практико-ориентированного обучения : справочник / координаторы проекта: В. А. Кирик, А. И. Тащёва, С. В. Гриднева [и др.]. Ростов-на-Дону : Юж. федер. ун-т, 2017. 88 с.
5. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Психологическая служба в университете: организационные, этические и методические проблемы // Психологическая служба университета: реальность и перспективы : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 27–28 окт. 2017 г. Москва, 2017. С. 36–44.
6. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Психологическое сопровождение студентов вуза : мастер-класс // Mатериалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 27–28 окт. 2017 г. Москва, 2017. С. 423–425.
7. Ангеловский К. Учителя и инновации : кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1991. 159 с.
8. Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York : Simon and Schuster, 2003. 576 p.
9. Эвристическое обучение. В 5 т. Т. 1–5 / под ред. А. В. Хуторского. Москва : ЦДО «Эйдос», 2011–2012.
10. Тащёва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону : Изд-во Юж. федер. ун-та, 2016. 342 с.
11. Абакумова И. В., Ермаков П. H., Фоменко В. Т., Гриднева С. В., Тащёва А. И., Звездина Г. П., Юшко Г. Н. Управляемое самостоятельное обучение в условиях современного университета: теоретические аспекты и практические рекомендации. Ростов-на-Дону : Изд-во Юж. федер. ун-та, 2014. 400 с.
12. Enyashina N. G., Gridneva S. V., Khudyakova T. L., Pozharskaya E. L., Deberdeeva N. A. А social and psychological training course as a form of teaching in the process of the students professional education at a higher education institution // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12, № 5b. P. 753–763.
13. Еременко С. А., Попова В. В. Роль психологического консультирования при коррекции профессионального выгорания работников социальной сферы // Вестник Иркутского университета. 2019. № 22. С. 78–79.
14. Загашев И. О. Психологические аспекты готовности к инновациям у преподавателей высшей школы и качество управления инновациями // Вестник СПбМГА им. И. И. Мечникова. 2008. № 2. С. 105–107.
15. Rerke V. I., Bubnova I. S., Tatarinova L. V., Zhigalova O. V., Gordina O. V., Gordin A. I. Motivational readiness of teachers to innovate in educational organization: psychological aspect // Revista ESPACIOS. 2019. Vol. 40, № 26. URL: http://www.revistaespacios.com/a19v40n26/a19v40n26p08.pdf (accessed 10.10.2019).
16. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1989. 205 с.
17. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва : Магистр, 1997. 224 с.
18. Платонова Н. М., Платонов М. Ю. Современные тенденции развития высшей школы // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 81–86.
19. Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознания студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л. А. Петровской. Саарбрюккен : LAP, 2012. 632 с.
20. Anderson T., Varnhagen S., Campbell K. Faculty adoption of teaching and learning technologies: contrasting earlier adopters and mainstream faculty // The Canadian Journal of Higher Education. 1998. Vol. 28, № 23. P. 71–78.
21. Kassymova G. К., Stepanova G. A., Stepanova O. P., Menshikov P.V., Arpentieva M. R., Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L. A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information Technologies. 2018. Vol. 12, № 12. P. 171–176.
22. Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250001957-5.
23. Perikova E. I., Atamanova I. V., Bogomaz S. A. Specific features of psychological readiness for innovative activity (with the main focus on young adults in St. Petersburg and Tomsk) // Science for Education Today. 2020. Vol. 10, № 1. P. 62–78. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.04.
24. Stock R. M., Von Hippel E., Gillert N. L. Impacts of personality traits on consumer innovation success // Research Policy. 2016. Vol. 45, № 4. P. 757–769. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2015.12.002.
25. Sutanto E. M. The influence of organizational learning capability and organizational creativity on organizational innovation of Universities in East Java, Indonesia // Asia Pacific Management Review. 2017. Vol. 22. P. 128–135. DOI: 10.1016/j.apmrv.2016.11.002.
26. Tenzer H., Yang P. Personality, values, or attitudes? Individual-level antecedents to creative deviance // International Journal of Innovation Management. 2019. Vol. 23, № 2. Art. 1950009. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1363919619500099.
27. Walder A. M. Pedagogical innovation in Canadian higher education: professors’ perspectives on its effects onteaching and learning // Studies in Educational Evaluation. 2017. Vol. 54. P. 71–82. DOI: 10.1016/j.stueduc.2016.11.001.
28. Weitze C. L. Designing pedagogical innovation for collaborating teacher teams // Journal of Education for Teaching. 2017. Vol. 43, № 3. P. 361–373. DOI:10.1080/02607476.2017.1319511.
29. Кунаковская Л. А., Гайдар К. М., Арпентьева М. Р. Стресс инновациий в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 29, № 4. С. 56–67.
30. Бадалов А. А., Бровкина С. Н., Арпентьева М. Р., Калинин С. С., Касымова Г. К. Архетип интеллектуальной деятельности: современная методология дескрипции протофеномена // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 1. С. 1–16. DOI:10.17759/cpse.2020090101.
31. Arpentieva M. R., Gorelova I. V., Kassymova K. G., Lavrinenko S. V., Shumova K. A., Malinichev D. M., Simonov V. L., Kosov A. V., Garbuzova G. V., Stepanova O. P. Human resource management and dynamic capabilities of educational enterprises: psychological, social and economical aspects // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2020. Vol. 1, № 383. P. 242–254. DOI: https://doi.org/10.32014/2020.2518-1467.30.
32. Kassymova G. K., Lavrinenko S., V., Kraynova E. R., Gasanova R. R., Kamenskaya E. N., Kosov A. V., Arpentieva M. R., Gorelova I. V. Modern concepts and archetypes of the management in education: psychological, social and economical aspects // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2020. Vol. 2, № 384. P. 194–204. DOI: https://doi.org/10.32014/2020.2518-1467.59.
33. Kenzhaliyev O. B., Ilmaliyev Zh. B., Triyono B. M., Minghat A. D., Arpentieva M. R., Kassymova G. K. Commercialization of research and development results as the economy growth factor of the Republic of Kazakhstan // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. Vol. 29, № 7s. P. 18–28. URL: http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/9410 (accessed 05.07.2021).
34. Triyono B. M., Mohib N., Kassymova G. K., Pratama G. N. I. P., Adinda D., Arpentieva M. R. The profile improvement of vocational school teachers’ competencies // Высшее образование в России. 2020. Vol. 29, № 2. P. 151–158. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-151-158.
35. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Дидактогении и стрессы инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. C. 4130–4145.
36. Бедрединова С. В., Тащёва А. И. Концепция психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и их близких // Психологопедагогические особенности семьи XXI века. Ульяновск : Зебра, 2016. С. 391–403.
37. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Методический инструментарий для диагностики личности и семейных отношений. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2016. 195 с.
38. Tashcheva A. I., Folomeeva T. V., Tikhomandritskaya O. A., Mikhaylova I. V., Kalinina N. V. Social and psychological features of junior school students prone to aggressive behavior // Man in India. 2017. T. 97, № 3. Р. 521–531.
39. Tashcheva A. I., Tikhomandritskaya O. A., Lvova E. N., Postavnevа I. V., Postavnev V. M. Psychological support for foster families undertaken to bring up children with limited abilities // Man In India. 2016. Т. 97, № 9. P. 163–169.
40. Арпентьева М. Р. Академическое социальнопсихологическое консультирование ипреподавание психологии в вузе. Калуга : КГУ им.К. Э. Циолковского, 2016. 750 с.
41. Тащёва А. И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. 544 с.
42. Кривцова С. В. Вызовы неопределенности и становление внутренней прочности личности в процессе онтогенеза (экзистенциально-аналитический подход) // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1116-krivtsova40.html (дата обращения: 10.10.2020).
43. Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы / под ред. С. В. Кривцовой. Москва : Генезис, 1997. 280 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Тащёва А.И., Арпентьева М.Р., Гриднева С.В. Отношение к инновациям и стресс инноваций в высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):63-76. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-07
For citation: Tashcheva A.I., Arpentieva M.R., Gridneva S.V. Attitude to innovations and the stress of innovations in higher education. Professional education in the modern world. 2021;11(3):63-76. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-07
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.