Представления студентов-гуманитариев о преимуществах и недостатках дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 в контексте постматериалистических ценностей


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-05

Полный текст:




Аннотация

Переход вузов на дистанционную форму обучения во время пандемии COVID-19 вызвал дискуссии о развитии образовательной системы в условиях цифровизации общества. Встал вопрос о готовности вузов, студентов, преподавателей использовать цифровые образовательные инструменты. Исследования представлений студентов о дистанционном обучении позволили выявить его трудности, позитивные и негативные эффекты. Анализ данных опросов дал возможность раскрыть проблемы формирования базовых компетенций студентов с учетом требований цифровой экономики. В настоящей статье на основе анализа результатов анкетирования студентов-гуманитариев сделан вывод о сохранении в период второй волны пандемии обнаруженных ранее трудностей дистанционного обучения. Выявлена актуальность для студентов ценностей выживания (по Р. Инглхарту, К. Вельцелю). Снижение значимости ценностей самовыражения и уменьшение чувства экзистенциальной безопасности можно считать следствием пандемического кризиса. Возможности цифровизации образования усиливать ресурсы субъекта и повышать его мобильность вступили в противоречие с возвращением студентов к оседлости при введении дистанционного обучения для реализации эпидемических ограничений.

Об авторах

Л. П. Казакова
Институт экономики и культуры
Россия

Казакова Лариса Петровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и организационной психологии

105318, г. Москва, ул. Ибрагимова, д. 31, корп.



В. А. Кошель
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Кошель Владимир Андреевич – кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна

117997, г. Москва, Стремянный переулок, 36



Е. В. Чанкова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Чанкова Елена Вадимовна – доктор социологических наук, профессор кафедры рекламы, связей ­общественностью и дизайна

117997, г. Москва, Стремянный переулок, 36



Список литературы

1. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: 10.15372/PEMW20200104.

2. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. [и др.]. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение : доклад НИУ ВШЭ : к XX Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, 9–12 апр. 2019 г. Москва ; Санкт-Петербург : ВШЭ, 2019. 81 с.

3. Кужелева-Саган И. П. Общие контуры онтологии образования в эпоху нового кочевничества // Научнопедагогическое обозрение. 2020. № 1. С. 200–211. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-200-211.

4. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. Москва : Новое изд-во, 2011. 464 с.

5. Воскресенский А. А., Рабош В. А., Сунягина А. Г. Постматериальные ценности поколения Z на пути к обществу знаний – к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие. 2018. № 1. С. 84–87.

6. Гришанков Д., Жердев Ф., Ходырев А. Три миссии университета // Ведомости. 30.09.2020. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/09/29/841592-tri-missii (дата обращения: 02.02.2021).

7. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Нарбут Н. П., Савина Н. Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Vol. 29, № 10. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.

8. «Дистанционное образование», 2020 год. URL: https://raex-a.ru/researches/distance_education/2020 (дата обращения: 02.02.2021).

9. Опрос студентов российских вузов об условиях дистанционного обучения. URL: https://cim.hse.ru/covidsurvey (дата обращения: 02.02.2021).

10. Белинская Д. В., Круглова К. С., Рязанова И. В. Особенности дистанционного обучения в периодсамоизоляции (на примере мнений студентов ТГУ имени Г. Р. Державина) // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 3. С. 63–57.

11. Mohalik R., Sahoo S. E-readiness and perception of student teachers’ towards online learning in the midst of COVID-19 pandemic //SSRN Electronic Journal. 6.08.2020. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3666914 (accessed 02.02.2021).

12. Шалагинова К. С., Декина Е. В. Психологопедагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов – будущих психологов // Психологопедагогические исследования. 2020. Т. 12, № 3. C. 80–94. DOI:10.17759/psyedu.20201200305.

13. Son C., Hegde S., Smith A., Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on college students’ mental health in the United States: interview survey study // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22, № 9. Art. e21279. DOI: 10.2196/21279.

14. Bączek M., Zagańczyk-Bączek M., Szpringer M., Jaroszyński A., Wozakowska-Kapłon B. Students’ perception of online learning during the COVID-19 pandemic: a survey study of Polish medical students // Research Square. DOI: https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-41178/v1.

15. Набокова Л. С., Рогачева Ю. С. Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 3. С. 4041– 4052. DOI: 10.15372/PEMW20200314.

16. Bao W. COVID-19 and online teaching in higher education: a case study of Peking University // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2, № 2. Р. 113–115. DOI: 10.1002/hbe2.191.

17. Fishman R., Hiler T. New Polling from New America & Third Way on COVID-19’s impact on current and future college students. URL: https://www.thirdway.org/memo/new-polling-from-new-america-third-way-on-covid-19simpact-on-current-and-future-college-students (accessed 02.02.2021).

18. Welzel C., Boehnke K., Delhey J., Deutsch F., Eichhorn J. Values in crisis – a crisis of values? Moral values under the imprint of the corona pandemic // WAPOR. 8.07.2020. URL: https://wapor.org/values-in-crisis-a-crisisof-values-moral-values-under-the-imprint-of-the-coronapandemic/ (accessed 02.02.2021).

19. Демчук А. Л. Возможные глобальные и региональные последствия пандемии коронавируса // Россия и Америка в XXI веке. 2020. Вып. 2. DOI: 10.18254/S207054760010412-0.

20. Кошель В. А., Сегал А. П. Проблемы современных трансформаций субъекта знания и процесса познания // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 4. С. 664–669. DOI: 10.15372/PEMW20160413.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Казакова Л.П., Кошель В.А., Чанкова Е.В. Представления студентов-гуманитариев о преимуществах и недостатках дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 в контексте постматериалистических ценностей. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):42-53. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-05

For citation: Kazakova L.P., Koshel V.A., Chankova E.V. Humanities students’ views on the advantages and disadvantages of distance learning during the COVID-19 pandemic in the context of post-materialistic values. Professional education in the modern world. 2021;11(3):42-53. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-05

Просмотров: 400

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)