Исследование целеполагания современных студентов


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-04

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье представлено исследование целеполагания современных студентов. Анализируется роль целеполагания в образовательной и будущей профессиональной деятельности. Постановка задачи. Целеполагание рассматривается в структуре ценностно-ориентационной деятельности. Выявляется соотношение просоциальных и эгоистических ценностей обучающихся. Дан краткий обзор современных подходов к целеполаганию. Методология и методика исследования. В статье рассматриваются различные аспекты целеполагания, связанные с будущей профессиональной деятельностью, планированием семейной жизни и формированием материального достатка. Результаты. Практическая часть исследования включает в себя анализ целеполагания на материале опроса 479 респондентов (172 мужского пола, 307 женского пола). Выборку составили студенты старших курсов университетов г. Новосибирска. Респондентам предлагалось сформулировать свои жизненные цели на один год, на пять лет и на всю жизнь. Результаты исследования носят разноплановый характер. С одной стороны, в нем выявляются тревожные тенденции (низкий уровень просоциальных мотивов, выраженных в целеполагании студентов, а также незначительный процент студентов, связывающих свое будущее с научно-исследовательской деятельностью). Потребительская мотивация выражена в целеполагании студентов гораздо сильнее, чем просоциальная. С другой стороны, результаты исследования позволяют говорить о сохранении значимости семейных ценностей в представлениях современных студентов. Выводы. Отмечается стремление к приобретению жилья в собственность, что свидетельствует о тенденции к оседлому проживанию. Это противоречит представлениям о перспективе повышения мобильности трудовых ресурсов в России. Показательно также, что лишь менее трети юношей и менее трети девушек высказали намерение открыть собственное дело, что косвенно указывает на относительно скромные перспективы развития малого и среднего бизнеса в России. Наконец, исследование показало невысокий уровень эмигрантских настроений среди опрошенных студентов. Представляется целесообразной повсеместная организация подобных исследований на постоянной основе.

Об авторах

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университетu)
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Т. Ю. Калошина
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Калошина Татьяна Юрьевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



А. Р. Гайнанова
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Гайнанова Алиса Рифкатовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология»

630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191



Список литературы

1. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). Москва : Политиздат, 1974. 328 с.

2. Богородская О. В. Осознанное целеполагание как ключевая компетенция в рефлексии учебной деятельности студентов // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. С. 13.

3. Харитонова А. С., Мухаметзянова Ф. Г. Субъектная саморегуляция как социально-психологический механизм профессионального целеполагания студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 116–120.

4. Самсоненко Л. С. Развитие способности к целеполаганию у студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. № 2. С. 72–74.

5. Трегубов В. Н., Якушина И. И., Романова И. Ю. Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности «Медико-профилактическое дело» // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. № 4. С. 96–103. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-14007.

6. Филатова-Сафронова М. А., Курамшина Д. Р. Смысловые конструкты целеполагания выпускников вузов в ходе аутотренинговой деятельности // Образование и право. 2020. № 9. С. 350–357. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-00598.

7. Хребин М. В. Развитие представлений студентов о самореализации в процессе их профессионального становления // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 399–402.

8. Дубровина О. И., Богданова М. В. Представления о карьерной самоэффективности студентов разных форм обучения (на примере направления «психология») // Педагогическое образование в России. 2019. № 3. С. 74–79.

9. Друкер П. Практика менеджмента. Москва : Вильямс, 2009. 400 с.

10. Гарифуллин Р. Ф. Стратегии, планирование и достижение цели // Экономика, предпринимательство и право. 2011. № 6. С. 11–17.

11. Глазунов Ю. Т. Целеполагание и мотивация // Вестник Московского государственного технического университета. 2013. Т. 16, № 2. C. 288–299.

12. Косцова М. В., Гришина А. В., Быстрюков В. А. Специфика целеполагания студентов будущих переводчиков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №. С. 327–333.

13. Лебедева Н. Правила постановки целей // Кадровое дело. 2004. № 12. URL: https://www.ippnou.ru/print/000873/ (дата обращения: 14.02.2021).

14. Короткевич Э. Р. Учебная мотивация современного студента в контексте теории достижения целей // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 3. С. 27–32.

15. Литвинова А.В. Взаимосвязь психологической сепарации от родителей и целеполагания студентов из полных семей // Психология и психотехника. 2019. № 4. С. 1–14.

16. Литвинова Н. Ю. Реализация государственной молодежной политики в системе высшего образования средствами технологии рефлексии и смысложизненных ориентаций // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1. С. 11–13. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00004.

17. Хачатрян Л. А. Тенденции изменения современной российской семьи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 4. С. 111–120.

18. Ильиных С. А. Семейные ценности молодежи – традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4. C. 220–232.

19. Нагевичене В. Я. Гендерные ролевые девиации как факторы кризиса семьи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социальногуманитарные науки. 2012. № 10. С. 189–192.

20. Севостьянов Д. А., Гайнанова А. Р. Целеполагание современных студентов: инверсивный анализ // Высшее образование в России. 2019. № 7. С. 43–53.

21. Борисова А. А. Трудовая миграция российской молодежи: государственные программы поддержки возвратности // Экономика труда. 2019. № 1. С. 599–612.

22. Чириканова Е. А. Малый и средний бизнес в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 7. С. 257–259. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10633.

23. Леманова П. В. Влияние мобильности рабочей силы на состояние рынка труда // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2015. № 1. С. 104–107.

24. Гильдингерш М. Г., Добрусина М. Е. Концептуальные подходы к формированию профессиональной мобильности рабочей силы // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 102–105.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.А., Калошина Т.Ю., Гайнанова А.Р. Исследование целеполагания современных студентов. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):33-41. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-04

For citation: Sevostyanov D.A., Kaloshina T.Y., Gainanova A.R. Research on the goal setting by modern students. Professional education in the modern world. 2021;11(3):33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-04

Просмотров: 671

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)