Психологические аспекты подготовки студентов аграрного вуза к инновационной деятельности

Полный текст:




Аннотация

Реферат. В статье обосновывается необходимость рассмотрения проблемы подготовки студентов аграрного вуза к инновационной деятельности как важного условия развития сельского хозяйства. Приводятся результаты тестирования и анкетирования студентов аграрного вуза, свидетельствующие о том, что основной трудностью инициации, или включения в инновационную деятельность, является недостаточная психологическая готовность будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в инновационном поле. На основе структурного подхода дается авторское определение инновационной деятельности как деятельности субъекта по созданию и реализации новшеств, предпринятой с целью достижения позитивных результатов, являющейся для него мерой успеха, во взаимодействии с социально-экономическими условиями определенного периода развития общества. Анализируются условия инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Выделяются социально-психологические факторы, определяющие специфику инновационной деятельности в сельском хозяйстве: недостаточно высокий уровень образованности подавляющего количества населения; их высокая инертность; низкая мотивация достижения; противодействие введению каких-либо новшеств; практически полное отсутствие стереотипов инновационного поведения; низкая фрустрационная толерантность; высокий уровень экстернальности. Предлагается авторский вариант психологической модели личности выпускника аграрного вуза, способного осуществлять инновационную деятельность в сложных условиях сельскохозяйственного производства. Психологическая модель включает общие для всех инноваторов качества и особенные, характерные именно для инновационной деятельности в сельском хозяйстве. К общим качествам относятся: мотивация самореализации и достижения успеха, креативность, развитое логическое и критическое мышление, рефлексивность, осознанная саморегуляция деятельности. К особенным качествам мы относим: коммуникативную и экологическую компетенции, стремление к финансовому благополучию, высокий уровень интернальности, эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку, хорошо развитые лидерские качества.

Об авторе

Нина Вячеславовна Лежнева
Троицкий филиал Челябинского государственного университета
Россия


Список литературы

1. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. - М.: Прогресс, 1982.

3. Бунин И. М. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания. URL: http:// www.libertarium.ru /l_liblibrus_art3 (дата обращения: 20.07.2014).

4. Зинченко Г. П., Капитонов Э. А., Капитонов А. Э. Управление общественными отношениями. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2009.

5. Валигурский Д. И. Организационно-экономические проблемы предпринимательства в аграрном секторе России: дис.. д-ра экон. наук. - М., 1998.

6. Мосина Л. А. Развитие предпринимательства в аграрной сфере: дис.. канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 1999.

7. Пушкарский А. А. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве. URL: http: bizataka.ru/eschyo-/novosti-i-analitika/maloe-predprinimatelstvo-v-sels-kom-hozyaystve.html (дата обращения: 20.07.2014).

8. Лежнева Н. В. «Предпринимательство» как психолого-педагогическое понятие // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 2. - С. 90-93.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лежнева Н.В. Психологические аспекты подготовки студентов аграрного вуза к инновационной деятельности. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):103-110.

For citation: Lezhneva N.V. Psychological aspects of students in agrarian institution training and preparation for innovative activity. Professional education in the modern world. 2014;(4):103-110. (In Russ.)

Просмотров: 301

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)