Геймификация как способ повышения мотивации к изучению иммунологии в медицинском вузе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-21

Полный текст:




Аннотация

Современные реалии заставляют нас задуматься о повышении мотивации будущих врачей к изучению трудоемких, прогрессивно-развивающихся дисциплин, к которым относится иммунология. Понимание иммунных механизмов и их роли в норме и при развитии патологических состояний требует от обучающихся не только глубоких фундаментальных знаний, но и аналитического мышления и пространственного представления происходящих в ходе иммунного ответа процессов. Создание мотивированной компетентной личности врача, способного быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, решать медицинские задачи на базе приобретенных компетенций, а также интегрировать знания и навыки от фундаментальных дисциплин к клинической практике – в настоящее время является одной из парадигм медицинского образования. Внедрение в педагогический процесс современных образовательных технологий, таких как геймификация (использование игры в образовательном процессе) значительно увеличивает его эффективность за счет повышения вовлеченности обучающихся. Данная статья раскрывает дизайн интерактивной цифровой викторины «Общая иммунология», созданной на базе сервиса по разработке тестов и образовательных проектов «Kahoot», а также отражает результаты исследования о влиянии игры на обучение и вовлеченность. В викторине приняли участие 112 студентов лечебного факультета Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), валидных анкет с «обратной связью» было получено 67 (59,8 %). Большинство студентов (86,5 %) сообщили, что игра была полезна для изучения иммунологии и повысила интерес к дисциплине. У респондентов было положительное восприятие игры с точки зрения закрепления терминологии в иммунологии (86,6 %) и структурирования материала (86,1 %). Таким образом, внедрение технологии геймификации позволяет повысить мотивацию студента к изучению фундаментальной и клинической иммунологии, помогает в структурировании материала и закреплении сложной терминологии.


Об авторах

Н. В. Давидович
Северный государственный медицинский университет
Россия

Давидович Наталия Валерьевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики

Российская Федерация, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51



Е. Н. Башилова
Северный государственный медицинский университет
Россия

Башилова Елена Николаевна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии

Российская Федерация, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51



М. В. Шестакова
Северный государственный медицинский университет
Россия

Шестакова Мария Викторовна – заведующая отделом учебно-методического обеспечения и мониторинга качества образования

Российская Федерация, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51



Н. H. Кукалевская
Северный государственный медицинский университет
Россия

Кукалевская Наталья Николаевна – ассистент кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики

Российская Федерация, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51



Список литературы

1. Chou Y. K. Actionable gamification: beyond points, badges, and leaderboards. [S. l.], 2015. 514 p.

2. Митрофанова К. А. Компетентностный подход в медицинском образовании: опыт зарубежных исследователей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3. C. 167–171.

3. Gee J. P. Learning and games // The ecology of games: сonnecting youth, games, and learning. Cambridge; London: MIT Press, 2008. P. 270–278.

4. Мешкова Р. Я., Вавиленкова Ю. А., Витчук А. В., Аксенова С. А., Ковригина Н. В., Слабкая Е. В. Применение интерактивных методов обучения в иммунологии // Смоленский медицинский альманах. 2018. № 3. С. 210–211.

5. Гариб Ф. Ю. К вопросу о преподавании иммунологии // Иммунология. 2012. Т. 33, № 1. C. 53–54.

6. Хаитов Р. М., Пинегин Б. В., Ярилин А. А. Руководство по клинической иммунологии. Диагностика заболеваний иммунной системы. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 345 с.

7. Сбойчаков В. Б., Москалев А. В., Клецко Л. И., Владимирова Н. Г. Проблемы преподавания им‑ мунологии как самостоятельной дисциплины в медицинских вузах // Национальные приоритеты России. 2014. № 3. С. 163–164.

8. Хаитов Р. М., Алексеев Л. П., Трофимов Д. Ю., Кофиади И. А. Иммуногенетика человека сегодня и завтра // Физиология и патология иммунной системы. 2018. Т. 22, № 4. C. 3–26.

9. Каменева Т. Н. Педагогические технологии в электронном образовательном пространстве: тради‑ ции и инновации // Образовательные технологии и общество. 2013. № 1. С. 609–626.

10. Краснова Г. А., Можаева Г. В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Изд. дом Том. гос. ун-та, 2019. 200 с.

11. Clark D. B., Tanner-Smith E. E., Killingsworth S. S. Digital games, design, and learning: a systematic review and meta-analysis // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86, № 1. P. 79–122. DOI: 10.3102/0 034 654 315 582 065.

12. Bevilacqua F., Engström H., Backlund P. Game-calibrated and user-tailored remote detection of stress and boredom in games // Sensors. 2019. Vol. 19, № 13, art. 2877. P. 1–43. DOI: 10.3390/s19 132 877.

13. Гайманова Т. Г. Педагогическая геймификация // Педагогическая наука и практика. 2016. № 2. C. 85–89.

14. Варенина Л. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 2. C. 314–317.

15. McGonigal J. Reality is broken: why games make us better and how they can change the world. New York: Penguin Press, 2011. 388 p.

16. Мусабекова С. А., Костылева О. А., Журавлев С. Н., Ныгызбаева Р. Ж., Иманбаева Г. Н. Новые технологии – современному образованию: геймификация при обучении медицине // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2018. № 2. C. 296–299.

17. Петрунько О. В. Современные образовательные технологии в учебном процессе кафедры психи‑ атрии Иркутского государственного института усовершенствования врачей // Сибирский медицинский журнал. 2010. Т. 98, № 7. C. 54–56.

18. Berns A., Isla-Montes J. L., Palomo-Duarte M., Dodero J. M. Motivation, students´ needs and learning outcomes: a hybrid game-based app for enhanced language learning // Springerplus. 2016. Vol. 5, № 1, art. 1305. P. 1–23. DOI: 10.1186/s40 064‑016‑2971‑1.

19. Коробий Е. Б. Активизации учебно-познавательной деятельности студентов как педагогическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 141–144.

20. Yeh Y. C., Chen S. Y., Rega E. M., Lin C. S. Mindful learning experience facilitates mastery experience through heightened flow and self-efficacy in game-based creativity learning // Frontiers in Psychology. 2019. № 10, art. 1593. P. 1–12. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01 593.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Давидович Н.В., Башилова Е.Н., Шестакова М.В., Кукалевская Н.H. Геймификация как способ повышения мотивации к изучению иммунологии в медицинском вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4379-4387. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-21

For citation: Davidovich N.V., Bashilova E.N., Shestakova M.V., Kukalevskaya N.N. Gamification as a tool to rise motivation of studying immunology in a medical university. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4379-4387. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-21

Просмотров: 542

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)