Психологический анализ взаимосвязи монетарных установок и стратегий финансового поведения личности
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-20
Аннотация
Представлены результаты исследования взаимосвязи монетарных установок и стратегий финансового поведения личности. Факторный анализ опросника Л. П. Танга «Шкала денежной этики» (Money Ethic Scale, MES) проведенный на российской выборке позволил выделить 5 согласованных факторов, характеризующих монетарные установки респондентов: «Благо», «Свобода», «Власть», «Зло», «Бюджет». В структуре установок представлены аффективные, когнитивные, поведенческие компоненты. Установлено, что российским респондентам свойственно противоречивое и крайне эмоциональное отношение к деньгам, вместе с преобладанием монетарных ценностей и отношением к деньгам как к высшему благу и символу свободы одновременно присутствует восприятие денег как абсолютного зла и убежденность в их вредности для человеческой жизни. Данные полученные в исследовании свидетельствуют о преобладании у респондентов потребительской, сберегательной и заемно-долговой моделей финансового поведения, что можно объяснить, в том числе особенностями монетарных установок опрошенных. Полученные в исследовании данные свидетельствуют о наличии взаимосвязи монетарных установок и стратегий финансового поведения, и о низкой эффективности данных стратегий детерминированных сверхэмоциональным и иррациональным отношением к деньгам, доминирующим в современном российском обществе. Перспективы дальнейших исследований видятся в анализе всего комплекса факторов, включая индивидуально-психологические характеристики, оказывающих влияние на отношение людей к материальным условиям собственной жизни и выбор поведенческих стратегий в экономической сфере жизнедеятельности. Кроме того перспективной и имеющей практическую значимость мы полагаем разработку обучающих и коррекционных программ способствующих повышению уровня финансовой грамотности, формированию рационального отношения к деньгам, конструктивных стратегий финансового поведения и эффективной экономико-психологической адаптации людей в современных социально-экономических условиях.
Об авторах
А. В. ШперлиньРоссия
Шперлинь Або Вольфович – старший преподаватель кафедры экономики и управления
(Российская Федерация, Новосибирск, 630099, ул. Красный проспект 35
C. Г. Плотников
Россия
Плотников Сергей Геннадьевич – старший преподаватель кафедры психологии
Российская Федерация, Новосибирск, 630102, ул. Нижегородская, 6
Н. В. Майбородина
Россия
Майбородина Наталья Владимировна – психолог-консультант
Российская Федерация, Новосибирск, 630 099, ул. Вокзальная магистраль, 16
Список литературы
1. Семенов М. Ю. Деньги и люди: психология денег в России. Киев: Простобук, 2011. 149 с.
2. Хащенко В. А. Личность и группа в экономических и управленческих отношениях. Москва: Ин-т психологии РАН, 2016. 535 с.
3. Diener E., Oishi S. Money and happiness: income and subjective wellbeing across nations // Subjective well-being across cultures. Cambridge: MIT Press, 2000. P. 185–218.
4. Dood N. The sociology of money: economics, reason and contemporary society. Cambridge: Polity Press, 1994. 240 p.
5. Hanley A., Wilhelm M. Compulsive buying: an exploration into self-esteem and money attitudes // Journal of Economic Psychology. 1992. № 13. P. 5–18.
6. Mitchell T. R., Mickel A. E. The meaning of money: an individual difference perspective // Academy of Management Review. 1999. Vol. 24, № 3. P. 568–578.
7. Фернам А., Аргайл М. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. 478 с.
8. Furnham A., Lewis A. The economic mind: the social psychology of economic behavior. London: Wheatsheaf, 1986. 292 p.
9. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. Изд. 2‑е. Москва: Изд-во РУДН, 2005. 457 с.
10. Татарко А. Н. Социальный капитал как фактор отношения к деньгам // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 3. С. 88–97.
11. Шперлинь А. В. Роль субъективного экономического благополучия в детерминации экономического поведения личности. Новосибирск: СГУВТ, 2016. 311 с.
12. Майбородина Н. В., Шперлинь А. В. Влияние социально-демографических факторов на стратегии финансового поведения населения Западно-Сибирского региона // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации, 2017. № 1. С 93–101.
13. Tang T. L. P. The meaning of money revisited // Journal of Organizational Behavior. 1992. Vol. 13. P. 197–202.
14. Tang T. L. P. The meaning of money: extension and exploration of the money ethic scale in a sample of university students in Taiwan // Journal of Organizational Behavior. 1993. Vol. 14. P. 93–99.
15. Tang T. L. P., Gilbert P. R. Attitudes toward money as related to intrinsic and extrinsic job satisfaction, stress, and work-related attitudes // Personality and Individual Differences. 1995. Vol. 19, № 3. P. 327–332.
16. Tang T. L. P. The development of short money ethic scale // Personality and Individual Differences. 1997. № 19. P. 809–816.
17. Lea S., Webley P., Walker C. Psychological factors in consumer debt: money management, economic socialization, and credit use // Journal of Economic Psychology. 1995. Vol. 16. P. 681–701.
18. Lee S., Lim V. K. G. Attitudes towards money and work // Journal of Managerial Psychology. 2001. Vol. 16, № 2. P. 159–172.
19. Lea S., Webley P. Money as tool, money as drug: the biological psychology of a strong incentive // Behavioral and Brain Sciences, 2006. № 29. P. 161–209.
20. Furnham A. Many sides of the coin: the psychology of money usage // Personality and Individual Differences. 1984. Vol. 5. P. 95–103.
21. Фенько А. Б. Психологический анализ отношения москвичей к деньгам // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 2. С. 34–42.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шперлинь А.В., Плотников C.Г., Майбородина Н.В. Психологический анализ взаимосвязи монетарных установок и стратегий финансового поведения личности. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4369-4378. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-20
For citation: Shperlin A.V., Plotnikov S.G., Mayborodina N.V. Psychological analysis of the relationship of monetary installations and strategies of a person financial behavior. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4369-4378. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-20
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.