К вопросу о метакогнитивных регуляторах жизнеспособности у студентов вуза


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-19

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена анализу феномена жизнеспособности и её метакогнитивных регуляторов, в частности, когнитивных стилей. Жизнеспособность рассмотрена как мультикаузальное явление, интегрирующее в себе различные когнитивные, эмоциональные и личностные аспекты. Анализ, проведенный с привлечением различных методологических подходов: системного, системносетевого, интегративного, структурного, позволил выделить и описать компоненты и факторы жизнеспособности. Приведено сравнение понятий «жизнеспособность» и «жизнестойкость». В основу проведенного эмпирического исследования были заложены модель жизнеспособности Е. А. Рыльской, модель жизнестойкости С. Мадди и типология когнитивных стилей А. Харрисона и Р. Брэмсона. В результате исследования, проведенного на студенческой выборке, были выявлены наиболее и наименее выраженные когнитивные стили, а также их взаимосвязи с параметрами жизнеспособности и жизнестойкости. Так, например, наиболее выраженными оказались стили «аналитик» и «реалист», а наименее выраженным – стиль «синтезатор». В противоположные по знаку плеяды сгруппировались корреляции стилей «идеалист» и «прагматик» с параметрами жизнеспособности и жизнестойкости. Установлено, что наибольшую роль в формировании жизнеспособности играют способности к планированию, прогнозированию, рефлексивному анализу, выступающие в роли её метакогнитивных регуляторов. При этом выраженная прагматическая ориентация в мышлении приводит к снижению жизнеспособности.


Об авторе

А. В. Тараканов
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Тараканов Антон Вениаминович – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики

Российская Федерация, Новосибирск, 630073, пр-т К. Маркса, 20



Список литературы

1. Махнач А. В., Дикая Л. Г. Междисциплинарные и межсистемные исследования жизнеспособности человека: состояние и перспективы (вместо введения) // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. Москва, 2016. С. 7–28.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 343 с.

3. Masten A. S. Ordinary magic: resilience in development. New York: Guilford Press, 2014. 370 p.

4. Зеленкова Т. В. О сетевой парадигме в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 3. С. 18–28.

5. Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. Москва: Ин-т психологии РАН, 2016. 459 с.

6. Рыльская Е. А. Жизнеспособность как потенциал целостности человека и его бытия: интегративный подход // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. Москва, 2016. С. 111–126.

7. Лактионова А. И. Жизнеспособность человека: метакогнитивный подход // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. Москва, 2016. С. 88–110.

8. Рыльская Е. А. К вопросу о психологической жизнеспособности человека: концептуальная модель и эмпирический опыт // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8, № 3. С. 9–38.

9. Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С. 6–12.

10. Maddi S., Khoshaba D. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63, № 2. P. 265–274.

11. Юнг К. Г. Психологические типы. Москва: Унив. кн.: ACT, 1998. 720 с.

12. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Москва: Ин-т прикладной психологии, 1997. 469 с.

13. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2‑е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 384 с.

14. Sternberg R. J. Mental self-government: A theory of intellectual styles and their development // Human Development. 1998. Vol. 31. P. 197–221.

15. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. Москва: Институт психологии РАН, 2004. 504 с.

16. Карпов А. В. О понятии метакогнитивных способностей личности // Психология способностей и одаренности: материалы Всерос. науч.‑практ. конф. (21–22 нояб. 2019 г.). Ярославль, 2019. с. 40–44.

17. Harrison A. F., Bramson R. M. The art of thinking: strategies for asking questions, making decisions, and solving problems. New York: Berkley Books, 1984. 208 p.

18. Liedtke J., Fromhage L. Modelling the evolution of cognitive styles // Evolutionary Biology. 2019. Vol. 19, art. 234. P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1186/s12 862‑019‑1565‑2.

19. Lopez O., Kamargo A. Cognitive style and academic achievement // Educación y Educadores. 2011. Vol. 14, № 1. P. 67–82.

20. Ачина А. В. Анализ взаимосвязей между стилями мышления и параметрами решения психодиагностических задач у студентов-психологов и психологов-практиков // Российский психологический журнал. 2012. № 3. С. 65–71.

21. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. Изд. 3‑е. Москва: Смысл, 2013. 461 с.

22. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 63 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тараканов А.В. К вопросу о метакогнитивных регуляторах жизнеспособности у студентов вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4359-4368. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-19

For citation: Tarakanov A.V. On the problem of metacognitive regulators of the university student viability. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4359-4368. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-19

Просмотров: 366

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)