Стресс инноваций в образовании
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-17
Аннотация
Данная статья посвящена стрессу инноваций в высшем и среднем образовании. Авторы обсуждают понятие стресса инноваций. Стресс инноваций в учреждениях образования – стресс, который возникает в процессе и результате введения инноваций в образовании. Для студентов и преподавателей инновации – ситуация, рождающая стрессы и постстрессовые нарушения (дидактогении в форме педиогений, матетогений и эдьюктогений). Инновации также выступают как способы преодоления таких стрессов, проблем и кризисов развития. Эти нарушения и попытки их преобразования касаются трансформаций и деформаций персонального, интерперсонального и организационного уровней. Важно отметить взаимосвязь причин и последствий, а также проявлений стрессов преподавателей и студентов на личностном, интерактивном, учебном и организационном уровнях. Основные цели исследования – выяснить, как стресс от инноваций в образовании воздействует на профессиональный и академический успех преподавателей и студентов и как он связан с их удовлетворенностью собой, своим здоровьем и жизнью в целом. Основным методом исследования выступил теоретический анализ проблем стресса инноваций у студентов и преподавателей в высшем образовании. Вместе с тем многие выводы были обобщены и распространены на среднее образование и образование в целом. Полученные результаты позволили заключить, что ученики (студенты) и учителя (преподаватели) нуждаются в обучении не только продуктивным и эффективным методам предотвращения и коррекции стресса инноваций / нововведений в ситуациях организационно-дидактического развития или, напротив, застоя в условиях реформ и других изменений, но и представлениям о возможностях, ограничениях, механизмах и направлениях развития в моменты кризисов и стрессов. Кризисные и стрессовые состояния психики ребенка и взрослого человека – это состояния, при которых возрастает риск формирования и закрепления девиантного поведения, нарушений развития, заболеваний и травм и т. д. Эти изменения становятся более выраженными в тех случаях, когда в условиях обучения и воспитания, работы и отдыха существующие и изменяющиеся отношения в процессе инноваций и другие изменения не принимаются во внимание. Все продуктивные и эффективные инновации в образовании связаны одной идеей – созданием условий, при которых развитие человека как личности, партнера и ученика / профессионала неизбежно, а не просто заявлено или невозможно. При разработке интегративной модели профилактики и преодоления стрессов инноваций для учащихся и преподавателей (при матетогениях, педиогениях и эдьюктогениях) важно поставить и решить задачи профилактики и коррекции стресса в контексте развития субъектов образования в разных контекстах: в контексте образовательного, профессионального, личностного и интерактивного развития. Профилактика и коррекция стресса в инновационном образовании (и в стрессе от инноваций) связана с профилактикой и коррекцией педиогений (вреда, вызванного неправильным, разрушительным и патологизирующим отношением учителей к ученикам), матетогений (вреда, причиняемого неправильным, разрушительным и патологизирующим отношением учащихся к учителям) и эдьюктогений (вреда, связанного с деформацией организационных условий и форм обучения и воспитания). Один из компонентов работы – психологическая (психотерапевтическая) помощь субъектам образования (в форме разовых консультаций и тренингов, коучинга и систематического сопровождения). Такая помощь, даже в виде разовых консультаций, все же должна быть нацелена на системную, интегративную профилактику и коррекцию стрессов в образовании, включая стрессы инновации.
Об авторах
М. Р. АрпентьеваРоссия
Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, педагог-психолог
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь
К. М. Гайдар
Россия
Гайдар Карина Марленовна – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь
Л. А. Кунаковская
Россия
Кунаковская Людмила Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь
Список литературы
1. Авакян И. Б., Виноградова Г. А. Оценка инновационной готовности педагогических кол‑ лективов вузов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. С. 16–30. DOI: 10.17 759/psyedu.2 020 120 102.
2. Авксененко Т. Н. Влияние школьных дидактогений на социально-психологическую адаптацию студентов // Вестник университета. 2014. № 15. С. 219–222.
3. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. 2014. № 3. С. 3–21.
4. Мирошниченко А. А. Комплексная оценка деятельности учителя как условие профилактики дидактогении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17, № S2. С. 162–163.
5. Наумцева Ю. Психологическая готовность к организационным изменениям: подходы, понятия, методы // Организационная психология. 2016. Т. 6, № 2. С. 55–74.
6. Панферов В. Н., Безгодова С. А., Васильева С. В., Иванов А. С., Микляева А. В. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 127–143. DOI: 10.17 759/sps.2 020 110 108.
7. Пуляева В. Н., Неврюев А. Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 2. С. 19–32. DOI: 10.17 759/pse.2 020 250 202.
8. Шарыпова Т. Н., Забейворота М. В. Социально-психологические и профессиональные риски психологического «выгорания», как фактор возникновения внутриличностного конфликта // Аллея науки. 2019. Т. 2, № 3. С. 237–241.
9. Hascher T., Hadjar A. School alienation – Theoretical approaches and educational research // Educational Research. 2018. Vol. 60, № 2. P. 171–188. DOI: 10.1080/00 131 881.2018.1 443 021.
10. Pampaka M., Pepin B., Sikko S. A. Supporting or alienating students during their transition to higher education: mathematically relevant trajectories in the contexts of England and Norway // International Journal of Educational Research. 2016. Vol. 79. P. 240–257. DOI: 10.1016/j.ijer.2016.06.008.
11. Kassymova G. К., Tokar O. V., Tashcheva A. I., Slepukhina G. V., Gridneva S. V., Bazhenova N. G., Shpakovskaya E. Yu., Arpentieva M. R. Impact of stress on creative human resources and psychological counseling in crises // International Journal of Education and Information Technologies. 2019. Vol. 13, № 1. P. 26–32.
12. Kassymova K. G., Tyumaseva Z. I., Valeeva G. V., Lavrinenko S. V., Arpentieva M. R., Kenzhaliyev B. K., Kosherbayeva A. N., Kosov A. V., Duvalina O. N. Integrative model of student and teacher stress coping: the correction of relations in educational, professional and personal interaction // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3, № 379. P. 2–11. DOI: https://doi.org/10.32 014/2019.2518–1467.53.
13. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный. Москва: Новая школа, 1994. 62 с.
14. Ангеловский К. Учителя и инновации: кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1991. 159 с.
15. Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York: Simon and Schuster, 2003. 340 р.
16. Еременко С. А., Попова В. В. Роль психологического консультирования при коррекции профессионального выгорания работников социальной сферы // Вестник Иркутского университета. 2019. № 22. С. 78–79.
17. Загашев И. О. Психологические аспекты готовности к инновациям у преподавателей высшей школы и качество управления инновациями // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. 2008. № 2. С. 105–107.
18. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20–27.
19. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Москва: Эксперимент, 1995. 176 с.
20. Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Образовательные инновации и реформы глазами учителей и преподавателей. Краткий обзор социологического исследования // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. P. 221–226.
21. Khatri R., Henderson C., Cole R., Froyd J. E., Friedrichsen D., Stanford C. Characteristics of wellpropagated teaching innovations in undergraduate STEM // International Journal of STEM Education. 2017. Vol. 4, art. 2. P. 1–10. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s40 594‑017‑0056‑5.
22. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix systems: an analytical framework for innovation policy and practice in the knowledge society // Entrepreneurship and knowledge exchange. New York, 2015. P. 117–158. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9 781 315 795 638.
23. Rerke V. I., Bubnova I. S., Tatarinova L. V., Zhigalova O. V., Gordina O. V., Gordin A. I. Motivational readiness of teachers to innovate in educational organization: psychological aspect // Revista Espacios. 2019. Vol. 40, № 26. P. 1–7.
24. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан‑ ского ун-та, 1989. 205 с.
25. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997. 224 с.
26. Платонова Н. М., Платонов М. Ю. Современные тенденции развития высшей школы // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 81–86.
27. Ушаков К. М. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы. 1996. № 5. С. 3–6.
28. Стрюкова Г. А. Профилактика профессионального выгорания: психологическое просвещение педагогов по проблемам самоактуализации // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 1–3.
29. Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознания студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения. Саарбрюккен: LAP, 2012. 632 с.
30. Herlofsen P. Group treatment in the aftermath of trauma // Balliere»s Clinical Psychiatry. 1996. Vol. 2. P. 315–328.
31. Jonker J. Toolbook for organizational change. A practical approach for managers. London: Van Gorcum and Comp BV, 1995. 260 p.
32. Брунер Дж. Процесс обучения пересмотрен // Phi Delta Kappa. 1971. Вып. 53, № 1. С.18–21.
33. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики. 2011. 312 с.
34. Bruner J. S. Toward a theory of instruction. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1966. 156 р.
35. Гайдар К. М., Малютина О. П. Особенности профессионального выгорания преподавателя высшей школы в современных условиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 2. С. 27–30.
36. Кунаковская Л. А. Деструктивные проявления в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Преподаватель XXI век. 2016. № 2. С. 78–82.
37. Кунаковская Л. А., Охрименко Т. В. Психолого-педагогическая подготовка сотрудников службы «Няня на час» к взаимодействию с дошкольниками и младшими школьниками // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. Т. 262, № 1. С. 116–119.
38. Кунаковская Л. А. Самосовершенствование педагога высшей школы // Педагогическая образование и наука. 2014. № 6. С. 89–93.
39. Кунаковская Л. А. Профессиональная рефлексия как фактор самосовершенствования педагога. Воронеж: ЦНТИ, 2015. 204 с.
40. Anderson T., Varnhagen S., Campbell K. Faculty adoption of teaching and learning technologies: contrasting earlier adopters and mainstream faculty // The Canadian Journal of Higher Education. 1998. Vol. 28, № 23. P. 71–78.
41. Kassymova G. К., Stepanova G. A., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L. A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information Technologies. 2018. Vol. 12, № 12. P. 171–176.
42. Ключарев Г. А., Дежина И. Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48.
43. Perikova E. I., Atamanova I. V., Bogomaz S. A. Specific features of psychological readiness for innovative activity (with the main focus on young adults in St. Petersburg and Tomsk) // Science for Education Today. 2020. Vol. 10, №. 1. P. 62–78. DOI: http://dx.doi.org/10.15 293/2658–6762.2001.04.
44. Stock R. M., von Hippel E., Gillert N. L. Impacts of personality traits on consumer innovation success // Research Policy. 2016. Vol. 45, № 4. P. 757–769. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2015.12.002.
45. Sutanto E. M. The influence of organizational learning capability and organizational creativity on organizational innovation of Universities in East Java, Indonesia // Asia Pacific Management Review. 2017. Vol. 22. P. 128–135. DOI: 10.1016/j.apmrv. 2016.11.002.
46. Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or attitudes? Individual-level antecedents to creative deviance // International Journal of Innovation Management. 2019. Vol. 23, № 2. P. 1–30. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1 363 919 619 500 099.
47. Walder A. M. Pedagogical Innovation in Canadian higher education: professors´ perspectives on its effects on teaching and learning // Studies in Educational Evaluation. 2017. Vol. 54. P. 71–82. DOI: 10.1016/j.stueduc.2016.11.001.
48. Weitze C. L. Designing pedagogical innovation for collaborating teacher teams // Journal of Education for Teaching. 2017. Vol. 43, № 3. P. 361–373. DOI: 10.1080/02 607 476.2017.1 319 511.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Арпентьева М.Р., Гайдар К.М., Кунаковская Л.А. Стресс инноваций в образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4331-4346. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-17
For citation: Arpentieva M.R., Gaidar K.M., Kunakovskaya L.A. The innovation stress in education. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4331-4346. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-17
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.