Некоторые психолого-педагогические принципы математического образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-15

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются вопросы построения правильных вписанных многоугольников, имеющие важное научное и практическое значение. В результате решения таких задач возникают новообразования, формируются новые системы связей, новые свойства, качества ума (гибкость, глубина, осознанность), знаменующие собой прогрессивный сдвиг в умственном развитии. Вот почему воздействие математического обучения направлено на эту сторону психики. Чтобы повысить его развивающий эффект, необходимо учитывать специфику мышления, соотношение возрастных и индивидуальных психических особенностей школьников. Рассмотрим теперь проблему гуманитаризации высшего образования. Гуманитаризация предполагает прежде всего приобщение молодого человека к гуманитарной культуре человечества. Другими словами, гуманитаризация обычно рассматривается как дополнительный и необходимый компонент профессионального образования. Автор обращает внимание на вопросы гуманитаризации математического образования Узбекистана в целях дальнейшего совершенствования системы преподавания математической науки на всех уровнях образования, поддержки эффективного труда педагогов, расширения масштаба и повышения практической значимости научно-исследовательских работ, укрепления связей с международным сообществом.


Об авторе

М. И. Джумаев
Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами
Узбекистан

Джумаев Маманазар Иргашевич – кандидат педагогических наук, профессор, профессор, кафедры методики начального образования

Узбекистан, Ташкент, Массив Инб-Сино-1, 1–69. Бунёдкор, 27



Список литературы

1. Мирзиёев Ш. М. Критический анализ, жесткая дистсиплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Ташкент: Узбеки- стан, 2017. 104 с.

2. Стратегия действий по приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017– 2021 годы. Приложение к Указу Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947.

3. О мерах по повышению качества образования и развитию исследований в области математики: Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4708 от 07.05.2020 г.

4. Абу-л-Вафа ал-Бузджани. Книга о том, что необходимо знать ремесленнику из геометрических построений // Физико-математические науки в странах Востока». Москва, 1966. С. 56–140.

5. Алешкова Т. Н. Гуманитаризация общего математического образования // Математические структуры и моделирование. 2000. № 1. С. 155–161.

6. Белый Ю. А. Иоганн Мюллер (Региомонтан), 1436–1476. Москва: Наука, 1985. 128 с.

7. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. Москва: Физматгиз, 1959. 460 с.

8. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 24‑е изд. Москва: Мнемозина, 2008. 280 с.

9. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 30‑е изд. Москва: Мнемозина, 2013. 288 с.

10. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Москва: Изд-во Акад. архитектуры, 1936. 69 с.

11. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1. Наука логики. Москва: Мысль, 1975. 405 с.

12. Гуманитарная направленность общеобразовательного курса математики. К концепции школьного математического образования // Математика в школе. 1989. № 2. С. 20–30.

13. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения математике на 72 основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск: Изд-во ОмИПКРО, 1993. 323 с.

14. Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 6 класс. Часть 1. Изд. 2‑е, перераб. Москва: Ювента, 2010. 112 с.

15. Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. 1990. № 6. С. 2–5.

16. Евклид. Начала. Кн. 1–6. Москва: Гостехлитиздат, 1950.

17. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. М.:Гардарики, 2002–432 с.

18. Зинченко В. П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание. Самара: Изд-во СГПУ, 1998. С. 168–169.

19. Иванова Т. А. Гуманитаризация общего математического образования. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. 308 с.

20. Касьян А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. № 2. С. 15–37.

21. Кеплер И. О шестиугольных снежинках. Москва: Наука, 1982. 192 с.

22. Кеплер И. Новая стереометрия винных бочек. Москва; Ленинград: Гостехтеориздат, 1935. 360 с.

23. Кравец А. С. Размышления о преподавании философии // Вестник ВГУ. Серия 1 (гуманитарные науки) – Воронеж, 1996, N1.

24. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. Москва: Высшая шк., 1991. 224 с.

25. Малых А. Е., Маленьких Е. М. Из истории конструктивной геометрии и её приложений // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2016. Вып. 18. С. 38–44.

26. Малых А. Е., Маленьких Е. М. Курс по выбору «О решении задач конструктивной геометрии» // Преподавание математики, физики, информатики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: материалы V Всерос. науч.‑практ. конф. Глазов, 18–19 дек. 2015 г. Глазов, 2015. С. 83–89.

27. Малых А. Е., Маленьких Е. М. Курс по выбору «О формировании методов решения некоторых задач конструктивной геометрии» // Математический вестник педвузов и университетов Вол- го-Вятского региона. 2015. Вып. 17. С. 273–279.

28. Малых А. Е., Маленьких Е. М. О развитии некоторых направлений конструктивной геометрии // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2015. Вып. 1. С. 102–108.

29. Малых А. Е., Маленьких Е. М. Построение правильных многоугольников по заданным длинам их сторон // Фундаментальные и прикладные проблемы математики, механики, информатики – 2015. Пермь, 2015. С. 25–29.

30. Марков А. П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования // Педагогика. 2001. № 7. С. 28–41.

31. Матвиевская Г. П. Альбрехт Дюрер – учёный. 1471–1528. Москва: Наука, 1987. 240 с.

32. Пидоу Д. Геометрия и искусство. Москва: Мир, 1979. 332 с.

33. Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986. 256 с.

34. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. В. Г. Панов. Москва Большая Рос. энци- кл., 1993. 607 p.

35. Саранцев Г. И. Гуманитаризация и гуманизация школьного математического образования // Педагогика. 1999. № 4. С. 39–45.

36. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. Москва: Академия, 2000. 240 с.

37. Сенько Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. 2002. № 1. С. 14–15.

38. Даль В. И.// Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). М., 2016. Т. 32. С. 237–238.

39. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010 100 Математика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 8.

40. Фрибус Е. А. О построении правильных многоугольников в геометрическом трактате А. Дюрера // Учёные записки Московского областного педагогического института. Москва, 1967. Вып. 185. С. 112–118.

41. Хомутцов С. В. Духовность и духовные традиции. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2004. 180 с.

42. Чурилов И. И. Гуманитарный потенциал математики // Гуманитаризация естественно-математического образования. В помощь учителям. Пермь: ЗУУНЦ, 1997. 16 с.

43. Шахмаев Н. М. Технические средства дистанционного обучения. Москва: Знание, 2000. 276 с.

44. Pacioli L. Summa de arithmetica, geometria, proportioni et proportionalita. Venecia, 1494. 300 sh.

45. Reichenspreger A. Die christlich-germanische Baukunst und ihr Verhältnis zur Gegenwarst. Trier, 1845. 126 S.

46. Steck M. Dürers Gestaltlehre der Mathematik und der Bildenden Künste. – Halle (Saale), 1948. XVI, 173 S.

47. Dürer A. The painter's manual by Albrecht Dürer for the use of all lovers of art with appropriate illustrations arranged to be printed in the year MDXXV. New York, 1977. 472 p.

48. Folkert M. Boethius «Geometrie II», ein mathematisches Lehrhuch des Mittelalters. Wiesbaden, 1970. 253 S.

49. PISA 2009. Assessing frameworks: key compatencies in reading, mathematics and science. [S. l.]: OEDC, 2009. 292 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Джумаев М.И. Некоторые психолого-педагогические принципы математического образования. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4310-4320. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-15

For citation: Jumaev M.I. Some psychological and pedagogical principles of mathematical education. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4310-4320. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-15

Просмотров: 402

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)