Прикладная направленность физической подготовки курсантов военных вузов войск национальной гвардии
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-11
Аннотация
Цель статьи – обосновать необходимость прикладной направленности физической подготовки курсантов в зависимости от конкретной военной профессии, к которой обучающихся готовит вуз.
Введение. Образовательный процесс военного вуза направлен на решение задач, нацеленных на качественную подготовку военных специалистов, имеющих высокие командирские качества, способных в полном объеме квалифицированно выполнять свои обязанности. Профессиональная готовность курсанта военного вуза к выполнению поставленных задач есть сложное развивающееся субъектно-личностное образование, состоящее из трех компонентов, отражающих потребностно-смысловые, операционально-технические и физическо-волевые характеристики курсанта. Это побуждает исследователей искать пути дальнейшего совершенствования организации физической подготовки курсантов в военных вузах с учетом современной действительности.
Методология и методика исследования. Авторы в статье представляют особенности организации физической подготовки в различных вузах в настоящее время, обращая внимание на зависимость содержания и организации физической подготовки курсантов от конкретной военно-профессиональной деятельности, к которой обучающихся готовит вуз. Совершенствование физической подготовки курсантов войск национальной гвардии сочетается с необходимостью создания условий для развития служебно-прикладных и национальных видов спорта. Авторы акцентируют внимание на то, что прикладная физическая подготовка призвана развивать профессиональные качества будущих офицеров, которые имеют значение для службы в подразделениях Росгвардии и обеспечивают им эффективную профессиональную деятельность в этих подразделениях.
Результаты исследования. В статье представлен контент-анализ понятий «профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)», «профессионально-прикладная физическая культура (ППФК)». Анализ показал различные трактовки понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка», вместе с тем многие авторы представляют под ней «специализированный вид физического воспитания». Прикладная направленность подчеркивает профилированность физического воспитания на профессиональную деятельность курсантов.
В заключение авторами делается вывод, что прикладная физическая подготовка курсантов является системообразующим элементом всего воспитательно-образовательного процесса военных вузов войск национальной гвардии и должна состоять из следующих компонентов: образовательного, мотивационно-ценностного, практико-деятельностного, физического.
Об авторах
Р. А. ГущаРоссия
Гуща Роман Александрович – кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта
Российская Федерация, 630 114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2
С. О. Скворцова
Россия
Скворцова Светлана Оганесовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта
Российская Федерация, 630 099, Новосибирск, ул. Каменская, 52
Список литературы
1. Ахматгатин А. А. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической культуры курсанта образовательного учреждения МВД России // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. 2010. № 1. С. 282–288.
2. Глазырин А. А. Методологические подходы к организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов академии МВД Республики Беларусь // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия «Педагогические науки. Физическая культура и спорт». 2010. № 11. С. 130–133.
3. Гуща Р. А. Система соматического воспитания профессионально- прикладных физических качеств курсантов военного вуза // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 4. С. 670–675.
4. Гуща Р. А., Иванов И. В. К проблеме формирования профессионально-ориентированных потребностей и привычек военнослужащих внутренних войск // Философия образования. 2013. № 1. С. 215–220.
5. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Москва: Эксмо, 2014. 896 с. С. 417.
6. Добродомов Р. Н., Федосеева И. А. Духовно-нравственное воспитание курсантов – основа устойчивости и безопасности Российского государства // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. Вып. 55, ч. 9. С. 9–16.
7. Дружинин А. В. Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД Рос- сии в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Екатеринбург, 2003. 147 c.
8. Загорский Б. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания. Москва, 1981. 31 с.
9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. Москва, 2005. 175 с.
10. Козлятников О. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов специальных средних учебных заведений МВД России на основе моделирования условий и ситуаций задержания правонарушителей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Волгоград, 2006. 125 c.
11. Коровин В. М. Система профессионального становления офицеров в военных ВУЗах: дис. … д-ра пед. наук. Воронеж, 2002. 369 с.
12. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Санкт-Петербург, 1993. 302 с.
13. Матухно Е. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2013. 97 с.
14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва: Рус. яз., 1990. 921 с.
15. Осокин Д. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из основных предметов, обеспечивающих формирование необходимых навыков и умений курсантов СПСА – филиала СПБУ ГПС МЧС России // Science Time. 2015. № 1. С. 347–355.
16. Об утверждении Наставления по физической подготовке в войсках национальной гвардии: приказ Директора Федер. службы войск нац. гвардии Рос. Федерации № 100 от 29 марта 2018 г. // PPT.ru. URL: http://ppt.ru/docs/prikaz/rosgvardiya (дата обращения: 03.06.2018).
17. Пестова Е. В., Лаптева В. В., Гридунова А. В. Психологические основы формирования морально-волевых качеств курсантов вузов МВД России // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 3. С. 125–126.
18. Полянский В. П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2008. № 5. С. 12–17.
19. Попов А. Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Волгоград: 2009. 22 с.
20. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов Москва: Высшая шк., 2005. 289 с.
21. Рогожникова Р. А. Воспитание дисциплинированности офицеров внутренних войск России как ценностного отношения к человеку // Педагогическое образование и наука. 2010. № 2. С. 48–50.
22. Сурков Д. А., Капилевич Л. В. Специфика организации физического воспитания в вузах силовых ведомств // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346. С. 144–148.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гуща Р.А., Скворцова С.О. Прикладная направленность физической подготовки курсантов военных вузов войск национальной гвардии. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4271-4279. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-11
For citation: Gushcha R.A., Skvortsova S.O. Applied orientation of physical training of cadets in military universities of National Guard troops. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4271-4279. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-11
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.