Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-10

Полный текст:




Аннотация

Современное образование активно меняется и ищет направления своего развития, оптимизации своей работы, а также направления минимизации процессов разрушения и деградации вузовского и среднего, общекультурного и профессионального, общего и дополнительного образования.

Цель исследования – осмысление методологических проблем изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии.

Методика и методология исследования. Работа содержит теоретическое осмысление методологических проблем изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии. Наше исследование является развитием идеи о важности системного осмысления методологических проблем изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии.

Основные результаты исследования. Различные аспекты методологических проблем изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии отражены во многих исследованиях и работах отечественных и зарубежных исследователей, однако они во многом фрагментарны и не отвечают запросам современной практики с ее постоянными переменами, прогрессивными инновациями в сфере процессуальной и содержательной диалогизации, содержательной и процессуальной индивидуализации, ориентации на получение действенных и нужных знаний, помогающих человеку стать субъектом культуры, и регрессивными воз- вратами к формализму стандартизации, отказу от фундаментального образования и понимания чело- веком себя и мира в пользу функциональной фрагментаризации и коммодификации, сводящей образование к покупке компетенций и/или документов о покупке компетенций. Формирование образовательного пространства – основа создания индивидуальной образовательной траектории развития человека как личности, партнера и профессионала. Индивидуальные образовательные траектории выступают как условие самоопределения обучающегося в образовательном пространстве. Обеспечение возможности выбора собственной образовательной траектории – важнейшая составляющая современной образовательной среды.

Выводы. Не только стандарты общего и дополнительного образования, но и сами индивидуальные образовательные траектории и их сопровождение должны быть организованы по четко выверенным и прозрачным основаниям, в рамках методически и методологически сформулированных и сформированных на основе научных представлений моделей. Необходимо учитывать и минимизировать разнообразные риски разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в образовательных организациях: взаимодействие участников образовательных отношений.


Об авторе

Р. Р. Гасанова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Гасанова Рената Рауфовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии образования, заместитель декана факультета педагогического образования

Российская Федерация, 119 991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1, стр. 52



Список литературы

1. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А. Попович М., Ниненко И. Образование для сложного общества: докл. Global Education Futures. Москва: Рос. учебник, 2018. 212 с.

2. Андронов И. С. Определение индивидуальной образовательной траектории в реализации образовательных программ гуманитарного и общественно-научного профиля // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества ХХI века. Cанкт-Петер- бург, 2015. С. 162–164.

3. Вильданов И. Э., Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Абитов Р. Н. Образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 44–53.

4. Храпаль Л. Р., Шарифзянова К. Ш. Научно-методическое обеспечение проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5–1. С. 26–31.

5. Мальтекбасов М. Ж. Модернизация образовательного процесса в вузе на основе построения образовательных траекторий // Наука и новые технологии. 2008. № 10/11. С. 151–152.

6. Касторнова В. А. Научно-методические условия реализации образовательных траекторий в рамках функционирования образовательного пространства // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. ст. по материалам Всерос. науч.‑практ. конф. Нижний Новгород, 2015. С. 146–151.

7. Киселева П. В. Новая образовательная культура как условие реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося // Язык и культура: сб. ст. ХХ Междунар. науч. конф. Томск, 2009. С. 88–92.

8. Ильковская И. М., Зайнетдинова К. М. Перспективы развития образовательной траектории подготовки менеджеров – руководителей образовательных организаций // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12–3. С. 197–200.

9. Газиев И. А., Шоптенко В. В. Общеакадемические образовательные конкурсы РАНХИГС как инструмент построения новых образовательных траекторий // Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии. Москва, 2016. С. 7–14.

10. Финикова О. В. Индивидуальная образовательная траектория курсанта образовательной организации системы МВД России. Белгород: МВД, 2019. 120 с.

11. Бабенко Н. Л. Реализация индивидуальных образовательных траекторий как условие развития социально-личностной компетентности в образовательном процессе вуза // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: материалы докл. VI Всерос. науч.‑практ. конф. с междунар. участием. Ростов-на-Дону, 2016. С. 12–22.

12. Игнатович В. К., Гребенникова В. М. Модель проектирования старшеклассниками индивидуальной образовательной траектории как средства формирования их образовательной самостоятельности // Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы: материалы Всерос. науч.‑практ. очной онлайн-конф. с междунар. участием. Краснодар, 2018. С. 31–37.

13. Забиров Р. В., Мухаметзянов Ф. Г., Вафина В. Р. Индивидуальная образовательная траектория и субъектный образовательный маршрут студента – будущего бакалавра // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации: материалы ХV Мужвуз. науч.‑практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (с междунар. участием). Казань, 2015. С. 231–235.

14. Львов Л. В., Башарина О. В. Индивидуальная образовательная траектория как педагогическое условие эффективного функционирования модели образовательного процесса многопрофильного распределенного учреждения // Инновации в образовании. 2014. № 8. С. 25–40.

15. Макарова Е. А., Хакунова Ф. П., Макарова Е. Л. Роль индивидуальных образовательных траекторий в формировании психологически комфортной образовательной среды // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 125–133.

16. Кляпышева Е. В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории // Интерактивная наука. 2018. № 12. С. 36–39.

17. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. В 4 т. Москва: ИДДК, 2003. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

18. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по‑разному? Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

19. Гаязов А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире. Москва: Наука, 2003. 256 с.

20. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. Москва: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.

21. Шарифзянова К. Ш. Педагогические условия проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 7. С. 337–340.

22. Братусин А. Р., Списивцев С. А., Расторгуев А. Ю. О необходимости перехода на индивидуальные образовательные траектории и онлайн-обучение в контексте инновационных запросов образовательной среды // Новая наука: новые вызовы: материалы XIII Всерос. научно-практ. конф. Краснодар, 2020. С. 42–49.

23. Гладких В. В., Сверчков Д. Ю. Цифровая образовательная среда как средство обучения курсантов по индивидуальной образовательной траектории // Перспективы науки. 2019. № 5. С. 237–239.

24. Лапeнок М. В., Макеева В. В. Технология реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося школы с использованием электронных образовательных ресурсов // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 60–63.

25. Синчурина Е. С. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студентов техникума в условиях цифровой образовательной среды // Человек в цифровом пространстве: онтология участия и культура взаимодействия: Всерос. науч.‑практ. конф. молодых ученых. Саратов, 2019. С. 138–140.

26. Арпентьева М. Р. Разрушение университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоу- стойчивому специалисту» // Challenges of science: proc. of Intern. pract. Internet conf. (Almaty, 22 Nov. 2018). Almaty, 2018. P. 1–12.

27. Arpentieva M. R., Krasnoschechenko I. P., Kirichkova M. E., Zalavina T. Yu., Stepanova G. A. Psychological and pedagogical support for children's and teenager's self-development and education globalization // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2018. Vol. 198. P. 131–138. DOI: https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.24.

28. Foresight education: values, models and technologies of didactic communication of the XXI century / ed. M. R. Arpentieva. Toronto: Altaspera Publ., 2018. 710 p.

29. Arpentieva M. R., Hasanova R. R., Menshikov P. V. Modern didactics: psychological and pedagogical problems of training and education. Toronto: Altaspera Publ., 2020. 450p.

30. Kassymova G. K., Yurkova M. G., Zhdanko T. A., Gerasimova J. R., Kravtsov A. Yu., Egorova J. V., Gasanova R. R., Larionova L. A., Arpentieva M. R. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6. P. 195–200.

31. Kassymova G. К., Stepanova G. A., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L. A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 171–176.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гасанова Р.Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4262-4270. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-10

For citation: Gasanova R.R. Methodological problems of studying personal educational trajectories in pedagogical psychology. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4262-4270. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-10

Просмотров: 421

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)