О роли дистанционного обучения в современном высшем образовании


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-08

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена проблеме установления границ использования дистанционного обучения в высшем образовании. Актуальность данной тематики продиктована возникновением форс-мажорной ситуации, связанной с пандемией, которая позволила провести уникальный эксперимент по масштабному применению такого обучения. Проанализированы некоторые аспекты этой проблемы применительно к изучению математических дисциплин на младших курсах технического вуза. Исследование основано на анализе научных отечественных и зарубежных публикаций, посвященных проблемам смешанного обучения, дистанционного обучения и особенностям обучения математическим дисциплинам в вузах. Сделан вывод, что одной из основных проблем внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс является недостаточная мотивация учащихся, что особенно ярко выражено на младших курсах. Отмечено, что эффективность применения дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании обусловлена в большой степени именно хорошей мотивацией людей, желающих повысить свой профессиональный уровень. Обсуждаются результаты, полученные в период вынужденного перехода на дистанционное обучение (март–июль 2020 г.), и, в частности, приводится обоснование определенной модели смешанного обучения. Подчеркнуто, что поскольку угроза повторения ситуации, связанной с пандемией, не исключена, а вместе с ней и необходимость нового перехода на дистанционное обучение, то проблеме мотивации обучающихся должно быть уделено особое внимание на всех уровнях образовательного процесса.


Об авторах

В. В. Филатов
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Филатов Владимир Викторович – доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры инженерной математики

Российская Федерация, 630 073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



А. В. Гобыш
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Гобыш Альбина Владимировна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры инженерной математики

Российская Федерация, 630 073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



Список литературы

1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России: постановление Гос. Комитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7426/ca1820d99f2c758e82d835 816b28c0a34 417dc33/ (дата обращения: 14.09.2020).

2. Лученкова Е. Б., Носков М. В., Шершнева В. А. Смешанное обучение математике: практика опередила теорию // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1. С. 54–59.

3. Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения ино‑ странному (английскому) языку в языковом вузе: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2012. 214 с.

4. O'Flaherty J., Phillips G. The use of flipped classrooms in higher education: a scoping review // Internet and Higher Education. 2015. Vol. 25. P. 85–95.

5. Downes S. Personal and personalized learning // EMMA Newsletter. 2016. URL: https://us8.campaign.archive.com/u=17ce08 681f559 814caf1359d3&id=fa1770e58d&e=-6fb12 (дата обращения: 14.09.2020).

6. Васильева Ю. С., Родионова Е. В., Чичерина Н. В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1. С. 22–32.

7. Логинова А. В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1114–1119.

8. Зубов В. Е. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 636–643. DOI: https://doi.org/10.15 372/PEMW20 160 409.

9. McGee P., Reis A. Blended course design: a synthesis of best practies // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2012. Vol. 16, iss. 4. P. 7–22.

10. Tan C., Yue W.‑G., Fu Yu. Effectiveness of flipped classrooms in nursing education: systematic review and meta-analyses // Chinese Nursing Research. 2017. № 4. P. 192–200.

11. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 // Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 14.09.2020).

12. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/ (дата обращения: 15.09.2020).

13. Блог Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Матвиенко В. И. // Совет Федераций Федерального собрания РФ. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/115 583/ (дата обращения: 14.09.2020).

14. Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в системе образования в условиях рас‑ пространения новой коронавирусной инфекции, 10 июня 2020 г. // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/63 502 (дата обращения: 14.09.2020).

15. Передача «Диалог» на телеканале «Россия 24» // Красная весна: информ. агентство. URL: https://rossaprimavera.ru/news/b1e54d1c (дата обращения: 14.09.2020).

16. Мацибора М. Г. Из истории становления заочного образования в России // Вестник Костромского государственного университета. 2007. № 3. С. 41–45.

17. В Минобрнауки оценили работу вузов в условиях дистанционного обучения // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20 200 320/1 568 890 741.html?rcmd_alg=svd&rcmd_id=1 568 785 514 (дата обращения: 14.09.2020).

18. Анализ российского рынка дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г.: исследования компании NeoAnalytics // Магазин маркетинговых исследований. 2019. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10 886/ (дата обращения: 14.09.2020).

19. Названы последствия пандемии для российского образования // Lenta.ru. URL: ttps://lenta.ru/news/2020/05/28/obrazovanie/ (дата обращения: 14.09.2020).

20. Костюченкова Е. Названы последствия «дистанционки» для российского образования // Smolnarod. URL: https://smolnarod.ru/v_rossii/nazvany-posledstviya-distancionki-dlya-rossijskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 14.09.2020).

21. Филатов В. В., Гобыш А. В. Реализация профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 227–234. DOI: 10.26 456/vtpsyped/2020.1.227.

22. Гобыш А. В. Об опыте организации самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 181–184. DOI: 10.34 216/2073‑1426‑2019‑25‑3‑181‑184.

23. Красько С. А., Сергеева Л. Г., Михайлова Н. Н. Применение дистанционного обучения в технических университетах // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 135–139.

24. Цифровизация образования в России и мире // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (дата обращения: 14.09.2020).

25. Матрусова А. Это беспощадный псевдоофлайн. Какие мифы об образовании разрушила самоизоляция // Правмир. URL: https://www.pravmir.ru/eto-besposhhadnyj-psevdooflajn-kakie-mify-obobrazovanii-razrushila-samoizolyacziya/ (дата обращения: 14.09.2020).

26. Andreev V. V., Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Development. 2020. Vol. 15, № 1. P. 21–37. DOI: 10.26 907/esd15.1.03.

27. Гобыш А. В. Об особенностях встраивания онлайн-курсов по дисциплине «Математический анализ» в учебный процесс вуза // Преподаватель XXI век. 2019. № 4, ч. 1. С. 119–131.

28. Семенова Т. В., Вилкова К. А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6. С. 114–126.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Филатов В.В., Гобыш А.В. О роли дистанционного обучения в современном высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4243-4251. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-08

For citation: Filatov V.V., Gobysh A.V. The role of e-learning in the modern high education. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4243-4251. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-08

Просмотров: 539

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)