О роли дистанционного обучения в современном высшем образовании
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-08
Аннотация
Статья посвящена проблеме установления границ использования дистанционного обучения в высшем образовании. Актуальность данной тематики продиктована возникновением форс-мажорной ситуации, связанной с пандемией, которая позволила провести уникальный эксперимент по масштабному применению такого обучения. Проанализированы некоторые аспекты этой проблемы применительно к изучению математических дисциплин на младших курсах технического вуза. Исследование основано на анализе научных отечественных и зарубежных публикаций, посвященных проблемам смешанного обучения, дистанционного обучения и особенностям обучения математическим дисциплинам в вузах. Сделан вывод, что одной из основных проблем внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс является недостаточная мотивация учащихся, что особенно ярко выражено на младших курсах. Отмечено, что эффективность применения дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании обусловлена в большой степени именно хорошей мотивацией людей, желающих повысить свой профессиональный уровень. Обсуждаются результаты, полученные в период вынужденного перехода на дистанционное обучение (март–июль 2020 г.), и, в частности, приводится обоснование определенной модели смешанного обучения. Подчеркнуто, что поскольку угроза повторения ситуации, связанной с пандемией, не исключена, а вместе с ней и необходимость нового перехода на дистанционное обучение, то проблеме мотивации обучающихся должно быть уделено особое внимание на всех уровнях образовательного процесса.
Об авторах
В. В. ФилатовРоссия
Филатов Владимир Викторович – доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры инженерной математики
Российская Федерация, 630 073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
А. В. Гобыш
Россия
Гобыш Альбина Владимировна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры инженерной математики
Российская Федерация, 630 073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
Список литературы
1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России: постановление Гос. Комитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7426/ca1820d99f2c758e82d835 816b28c0a34 417dc33/ (дата обращения: 14.09.2020).
2. Лученкова Е. Б., Носков М. В., Шершнева В. А. Смешанное обучение математике: практика опередила теорию // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1. С. 54–59.
3. Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения ино‑ странному (английскому) языку в языковом вузе: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2012. 214 с.
4. O'Flaherty J., Phillips G. The use of flipped classrooms in higher education: a scoping review // Internet and Higher Education. 2015. Vol. 25. P. 85–95.
5. Downes S. Personal and personalized learning // EMMA Newsletter. 2016. URL: https://us8.campaign.archive.com/u=17ce08 681f559 814caf1359d3&id=fa1770e58d&e=-6fb12 (дата обращения: 14.09.2020).
6. Васильева Ю. С., Родионова Е. В., Чичерина Н. В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1. С. 22–32.
7. Логинова А. В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1114–1119.
8. Зубов В. Е. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 636–643. DOI: https://doi.org/10.15 372/PEMW20 160 409.
9. McGee P., Reis A. Blended course design: a synthesis of best practies // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2012. Vol. 16, iss. 4. P. 7–22.
10. Tan C., Yue W.‑G., Fu Yu. Effectiveness of flipped classrooms in nursing education: systematic review and meta-analyses // Chinese Nursing Research. 2017. № 4. P. 192–200.
11. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 // Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 14.09.2020).
12. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/ (дата обращения: 15.09.2020).
13. Блог Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Матвиенко В. И. // Совет Федераций Федерального собрания РФ. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/115 583/ (дата обращения: 14.09.2020).
14. Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в системе образования в условиях рас‑ пространения новой коронавирусной инфекции, 10 июня 2020 г. // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/63 502 (дата обращения: 14.09.2020).
15. Передача «Диалог» на телеканале «Россия 24» // Красная весна: информ. агентство. URL: https://rossaprimavera.ru/news/b1e54d1c (дата обращения: 14.09.2020).
16. Мацибора М. Г. Из истории становления заочного образования в России // Вестник Костромского государственного университета. 2007. № 3. С. 41–45.
17. В Минобрнауки оценили работу вузов в условиях дистанционного обучения // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20 200 320/1 568 890 741.html?rcmd_alg=svd&rcmd_id=1 568 785 514 (дата обращения: 14.09.2020).
18. Анализ российского рынка дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г.: исследования компании NeoAnalytics // Магазин маркетинговых исследований. 2019. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10 886/ (дата обращения: 14.09.2020).
19. Названы последствия пандемии для российского образования // Lenta.ru. URL: ttps://lenta.ru/news/2020/05/28/obrazovanie/ (дата обращения: 14.09.2020).
20. Костюченкова Е. Названы последствия «дистанционки» для российского образования // Smolnarod. URL: https://smolnarod.ru/v_rossii/nazvany-posledstviya-distancionki-dlya-rossijskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 14.09.2020).
21. Филатов В. В., Гобыш А. В. Реализация профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 227–234. DOI: 10.26 456/vtpsyped/2020.1.227.
22. Гобыш А. В. Об опыте организации самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 181–184. DOI: 10.34 216/2073‑1426‑2019‑25‑3‑181‑184.
23. Красько С. А., Сергеева Л. Г., Михайлова Н. Н. Применение дистанционного обучения в технических университетах // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 135–139.
24. Цифровизация образования в России и мире // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (дата обращения: 14.09.2020).
25. Матрусова А. Это беспощадный псевдоофлайн. Какие мифы об образовании разрушила самоизоляция // Правмир. URL: https://www.pravmir.ru/eto-besposhhadnyj-psevdooflajn-kakie-mify-obobrazovanii-razrushila-samoizolyacziya/ (дата обращения: 14.09.2020).
26. Andreev V. V., Gorbunov V. I., Evdokimova O. K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Development. 2020. Vol. 15, № 1. P. 21–37. DOI: 10.26 907/esd15.1.03.
27. Гобыш А. В. Об особенностях встраивания онлайн-курсов по дисциплине «Математический анализ» в учебный процесс вуза // Преподаватель XXI век. 2019. № 4, ч. 1. С. 119–131.
28. Семенова Т. В., Вилкова К. А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6. С. 114–126.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Филатов В.В., Гобыш А.В. О роли дистанционного обучения в современном высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4243-4251. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-08
For citation: Filatov V.V., Gobysh A.V. The role of e-learning in the modern high education. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4243-4251. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-08
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.