Влияние трансформации научно-образовательного пространства на систему взаимодействия научных библиотек региона


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-06

Полный текст:




Аннотация

В структуре научно-образовательного комплекса Сибирского федерального округа (СФО) ведущая роль принадлежит учреждениям Новосибирской области (НСО). Здесь функционируют высшие учебные заведения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работают научно-исследовательские учреждения (НИУ) Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и других ведомств. Научно-образовательное пространство региона находится в постоянной динамике. Авторы поставили задачу охарактеризовать научно-образовательное пространство Новосибирской области, выявить факторы, влияющие на трансформацию деятельности учреждений научно-образовательного комплекса, в том числе научных библиотек, входящих в его структуру, и определить тенденции их дальнейшего развития. Общей методологической базой предпринятого исследования стал диалектический подход, позволяющий рассмотреть научную, образовательную и библиотечно- информационную деятельность в их единстве и взаимообусловленности. В результате анализа статистических данных областного, регионального и федерального значения и публикаций выделены особенности современного научно-образовательного пространства Новосибирской области и определено влияние его характеристик на развитие научных библиотек, участвующих в обеспечении информационных потребностей ученых и специалистов. Выявлен ряд тенденций в изменении студенческого и исследовательского контингентов, влияющих на библиотечно-информационное обслуживание этих читательских когорт. Процесс интеграции ведущих вузов и научных учреждений региона способствует развитию корпоративных связей библиотек разного статуса для конвергенции информационного сопровождения отраслевого и дисциплинарного дискурса в образовательной и исследовательской среде. Авторы выделяют некоторые тренды, способствующие изменению роли библиотек в научно-образовательном пространстве: приоритетность функции посредничества между постоянно расширяющимся информационным пространством и информационными потребностями общества, углубление дифференциации библиотечных технологий в зависимости от статуса и задач научных библиотек. Предлагается ряд мер по укреплению взаимодействия научных библиотек в регионе.


Об авторах

Н. И. Подкорытова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук; Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Подкорытова Наталья Ивановна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы

Российская Федерация, 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15

Российская Федерация, 630060, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



И. Г. Лакизо
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук; Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Лакизо Ирина Геласиевна – кандидат педагогических наук, научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы; профессор

Российская Федерация, 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15

Российская Федерация, 630060, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Е. Б. Артемьева
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук; Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Артемьева Елена Борисовна – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом научно-исследовательской и методической работы; профессор

Российская Федерация, 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15

Российская Федерация, 630 060, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Леонидова Г. В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 272 с.

2. Артемьева Е. Б., Вихрева Г. М., Федотова О. П. Научная библиотека в региональной системе профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3583–3593. DOI: 10.15 372/PEMW20 200 121.

3. Артемьева Е. Б. Взаимодействие библиотек Новосибирска: к 35‑летию создания объединения научных и специальных библиотек // Восьмые Макушинские чтения: материалы науч. конф. (Красноярск, 13–15 мая 2009 г.). Новосибирск, 2009. С. 299–303.

4. Индикаторы образования: 2018: стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, В. И. Кузнецова, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Высш. шк. экономики. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.

5. Высшие учебные заведения Новосибирской области: стат. сб.: (по кат. 15.1) / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. Новосибирск: Новосибирскстат, 2017. 64 с.

6. Россия 2025: от кадров к талантам / The Boston Consulting Group. Москва, 2017. 70 с. URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26–175 469.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

7. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года) / авт.‑сост.: Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев, Г. А. Ключарев, И. О. Тюрина. Москва: Ин-т социологии РАН, 2015. 270 с. URL: http://dinsoc.isras.ru/files/File/publ/Prognoz_2015_august_001_288_ispr.pdf (дата обращения: 12.02.2020).

8. Наука и инновации в Новосибирской области: стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. Новосибирск, 2017. 116 с.

9. Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок и в сфере высшего образования. Форма № ВПО-1 «Сведения о деятельности образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования». Сведения за 2017 год. URL: https://minobrnauki.gov.ru/common/upload/download/VPO_1_2017.rar (дата обращения: 03.12.2019 г.)

10. Новосибирский научный центр Сибирского отделения РАН // СО РАН. URL: https://www.sbras.ru/ru/organization/2134 (дата обращения: 05.02.2020).

11. Наука и инновации // Официальный сайт города Новосибирска. URL: https://novo-sibirsk.ru/tocitizens/economy/science/ (дата обращения: 08.02.2020).

12. Итоги федеральных статистических наблюдений. Ф. № 2 – наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/2‑nauka_2017 (1).rar (дата обращения: 08.02.2020).

13. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (по категориям; по субъектам Российской Федерации, движение персонала) // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/t_2.xls (дата обращения: 08.02.2020).

14. Индикаторы науки: 2018: стат. сб. / редкол.: Л. М. Гохберг [и др.]; Высш. шк. экономики. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 320 с.

15. Ленчук Е., Козлов В. Отпор оттоку. В столкновении мнений // Поиск. URL: https://www.poisknews.ru/magazine/otpor-ottoku-v-stolknovenii-mnenij/ (дата обращения: 08.02.2020).

16. Интеграция высшего образования и науки в России / Аналит. центр при Правительстве Рос. Федерации. Москва, 2018. 28 с. (Бюллетень о сфере образования, № 17). URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/18 401.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

17. Быкова И. Л., Рычихина Э. Н. Мониторинг регионального образовательного пространства // Экономика образования. 2013. № 4. С. 41–44.

18. Вихрева Г. М., Федотова О. П. Трансформация образовательного пространства территории как фактор совершенствования деятельности научной библиотеки // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 4. С. 45–49. DOI: 10.20 913/2618‑7515‑2019‑4‑45‑49.

19. Вихрева Г. М. Библиотека и вызовы времени: глобализация, цифровизация, сетевизация // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 293–302. DOI: 10.17 223/22 220 836/35/27.

20. Лакизо И. Г. Особенности комплектования фонда электронных документов // Университетская книга. 2018. № 10. С. 40–43.

21. Лакизо И. Г. Рост интереса сибирских ученых к ресурсам открытого доступа // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 2. С. 44–49. DOI: 10.20 913/2618‑7515‑2019‑2‑44‑49.

22. Лакизо И. Г., Подкорытова Н. И., Босина Л. В. Ресурсы открытого доступа как объект формирования фондов академических библиотек (опыт ГПНТБ СО РАН) // Научные и технические библиотеки. 2019. № 5. С. 78–93. DOI: 10.33 186/1027‑3689‑2019‑5‑78‑93.

23. Кочукова Е. В., Подкорытова Н. И. Развитие документной базы академических библиотек в современной системе научных коммуникаций // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 1. С. 33–40. DOI: 10.25 281/0869-608X-2018‑67‑1‑33‑40.

24. Подкорытова Н. И., Босина Л. В. Современный документопоток научных публикаций как объект комплектования фондов крупных академических библиотек // Вестник культуры и искусств. 2018. № 2. С. 15–21.

25. Подкорытова Н. И., Лакизо И. Г., Артемьева Е. Б. Тенденции развития фондов библиотек Сибирского отделения Российской академии наук в условиях трансформации системы управления научными учреждениями // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 4. С. 38–44. DOI: 10.20913/2618‑7515‑2019‑4‑38‑44.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Подкорытова Н.И., Лакизо И.Г., Артемьева Е.Б. Влияние трансформации научно-образовательного пространства на систему взаимодействия научных библиотек региона. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4223-4234. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-06

For citation: Podkorytova N.I., Lakizo I.G., Artemyeva E.B. Effect of the scientific and educational space transformation on the system of interacting research libraries in the region. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4223-4234. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-06

Просмотров: 388

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)