Коммуникационные практики сохранения контингента студентов в системе дистанционного образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-03
Аннотация
Современные образовательные программы, осуществляемые с применением дистанционных технологий, приобретают популярность и востребованность у абитуриентов с разными образовательными потребностями. Такие программы ориентированы на преодоление образовательного неравенства и выравнивание образовательных возможностей, решение задач инклюзивного образования, включение в систему непрерывного образования. Целью исследования является определение роли образовательных коммуникаций и их влияния на сохранение контингента студентов в системе дистанционного образования. Фокус исследования направлен на выявление причин, по которым студенты прекращают обучение по профессиональным образовательным программам, осуществляемым с применением дистанционных образовательных технологий, и определение коммуникационных аспектов проблемы сохранения контингента обучающихся на профессиональных образовательных программах бакалавриата и магистратуры.
На основе мнений студентов «группы риска отчисления» и студентов, обучавшихся на таких образовательных программах, но по разным причинам не завершивших обучение, определяются мотивы выбора программы, вовлеченность в учебные коммуникации, удовлетворенность образовательным процессом и его составляющими, а также трудности в освоении программы. В ходе исследования были решены следующие задачи: рассмотрены образовательные коммуникационные практики в системе дистанционного обучения; выявлены причины затруднений и отчислений студентов при получении высшего профессионального образования по программам, осуществляемым с применением дистанционных образовательных технологий; сформированы предложения по организации образовательных коммуникаций, направленных на более успешное освоение образовательной программы и сохранение контингента обучающихся в системе дистанционного образования. Результаты исследования могут быть использованы для организации коммуникационного и методического сопровождения профессиональных образовательных программ, осуществляемых с применением дистанционных технологий.
Об авторах
С. П. СторожеваРоссия
Сторожева Светлана Петровна – кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры социологии, политологии и психологии
Российская Федерация, 630 102, Новосибирск, ул. Кирова, 86
Е. Г. Струкова
Россия
Струкова Елена Геннадьевна – и. о. директора Межрегионального учебного центра переподготовки специалистов
Российская Федерация, 630 102, Новосибирск, ул. Кирова, 86
Р. Д. Шилин
Россия
Шилин Руслан Дмитриевич – студент, гуманитарный факультет
Российская Федерация, 630 102, Новосибирск, ул. Кирова, 86
Список литературы
1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. Москва: Изд. дом ВШЭ, 2019. 343 с.
2. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: 10.15 372/PEMW20 200 104.
3. Попова Е. С. «Образование второго шанса» и альтернативные траектории как механизм накопления человеческого капитала // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2019. № 4. С. 372–387. DOI: 10.19 181/obrnaukru.2019.11.
4. Горбунова Е. В. Выбытия студентов из вузов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110–131. DOI: 10.17 323/1814‑9545‑2018‑1‑110‑131.
5. Бекова С. К. Академическое самоубийство: сценарии отсева в российской аспирантуре // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 83–109. DOI: 10.17 323/1814‑9545‑2020‑2‑83‑109.
6. Астляйтнер Г. Дистанционное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете. Москва, 2000. С. 333–366.
7. Lemoine P. A., Sheeks G., Waller R. E., Richardson M. D. Retention of online learners: the importance of support services // International Journal of Technology-Enabled Student Support Services. 2019. Vol. 9, № 2. Р. 28–38. DOI: 10.4018/IJTESSS.2 019 070 103.
8. Sorensen C., Donovan J. An examination of factors that impact the retention of online students at a forprofit university // Online Learning. 2017. Vol. 21, № 3. P. 206–221. DOI: 10.24 059/olj.v21i3.935.
9. Черных С. И. Образование как фиктивный капитал // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3400–3408. DOI: 10.15 372/PEMW20 200 102.
10. Донец Е. В. Экономико-демографические аспекты незавершенного высшего образования // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 3. С. 55–63. URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Donets.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
11. Касюкова Н. В. Дистанционное обучение как фактор оптимизации непрерывного образования // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 1. С. 32–37.
12. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука. 2013. № 1. С. 106–116. DOI: https://doi.org/10.17 853/1994‑5639‑2013‑1‑106‑116.
13. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся // Образовательные технологии. 2015. № 3. С. 104–115.
14. Mehall S. Purposeful interpersonal interaction in online learning: what is it and how is it measured? // Online Learning. 2020. Vol. 24, № 1. P. 182–204. DOI: https://doi.org/10.24 059/olj.v24i1.2002.
15. Wei H.‑Ch., Chou Ch. Online learning performance and satisfaction: do perceptions and readiness matter? // Distance Education. 2020. Vol. 41, № 1. Р. 48–69. DOI: 10.1080/01 587 919.2020.1 724 768.
16. Alqurashi Е. Predicting student satisfaction and perceived learning within online learning environments // Distance Education. 2019. Vol. 40, № 1. Р. 133–148. DOI: 0.1080/01 587 919.2018.1 553 562.
17. Swan K. Building learning communities in online courses: the importance of interaction // Education, Communication & Information. 2002. Vol. 2, № 1. P. 23–49. DOI: https://doi.org/10.1080/1 463 631 022 000 005 016.
18. Осипова Н. Г., Колодезная Г. В., Шевцов А. Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 6. С. 158–182. DOI: 10.17 853/1994‑5639‑2018‑6‑158‑182.
19. Смык А. Ф., Прусова В. И., Зиманов Л. Л., Солнцев А. А. Анализ масштаба и причин отсева студентов в техническом университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 6. С. 52–62. DOI: 10.31 992/0869‑3617‑2019‑28‑6‑52‑62.
20. Горбунова Е. В., Кондратьева О. С. Анализ гендерных различий в выбытии из вуза российских и американских студентов программ бакалавриата // Universitas. 2013. № 1. С. 48–69.
21. Малошонок Н. Г., Щеглова И. А. Роль гендерных стереотипов в отсеве студентов инженерно-технического профиля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 273–292. DOI: https://doi.org/10.14 515/monitoring.2020.2.945.
22. Тимофеева А. Ю., Аврунев О. Е. Отчисления студентов в процессе обучения: объяснительная сила ЕГЭ // Мы продолжаем традиции российской статистики: сб. докл. I Открытого Рос. стат. конгр. Новосибирск, 2016. С. 133–140.
23. James S., Swan K., Daston C. Retention, progression and the taking of online courses // Online Learning. 2016. Vol. 20, № 2. P. 75–96. DOI: http://dx.doi.org/10.24 059/olj.v20i2.780.
24. Пуляева В. Н., Крюкова Н. А. Академическая мотивация: взгляд преподавателей // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 2. С. 291–302. DOI: 10.18 334/ce.13.2.39 798.
25. Терентьев Е. А., Груздев И. А., Горбунова Е. В. Суд идет: дискурс преподавателей об отсеве студентов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129–151. DOI: 10.17 323/1814–9545–2015‑2‑129‑151.
26. Овчаров А. В., Лопаткин В. М. Проблема сохранности контингента студентов в условиях современной модели обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 58–67. DOI: 10.15 293/2226–3365.1506.07.
27. Ваулин С. Д., Волкова М. А., Щуров И. А. Педагогическое содействие студентам технических направлений университета в повышении успешности учебной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 74–85. DOI: 10.14 529/ped190 108.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Сторожева С.П., Струкова Е.Г., Шилин Р.Д. Коммуникационные практики сохранения контингента студентов в системе дистанционного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4190-4201. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-03
For citation: Storozheva S.P., Strukova E.G., Shilin R.D. Communication practices to maintain the student contingent in the distance education system. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4190-4201. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-03
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.