Возможности формирования гражданственности в курсе истории: теория и практика
https://doi.org/10.15372/PEMW20200224
Аннотация
В статье оцениваются теоретические и практические возможности дисциплины «История» в формировании гражданственности как высокого уровня социальной, политической, нравственной зрелости человека. История богата примерами гражданской десоциализации, которые преподаватель истории честно демонстрирует студентам. Вследствие выявленной закономерности влияния гражданской десоциализации представителей властвующей элиты (снижения уровня их гражданской зрелости и, как результат, деформации их гражданского достоинства как комплекса социальных и нравственных качеств и ценностей) на углубление отчуждения власти от общества поставлен вопрос о способности граждан через формы гражданского волеизъявления или гражданственности (позитивной социальной активности) формировать условия синтеза общества и государства. Отмечена особая важность такой формы проявления гражданственности как общественный контроль властвующей элиты. Должный взаимный контроль общества и государства оказывает воспитательное воздействие на граждан в системе политических отношений не меньше организованной деятельности образовательных институтов. Обосновывается мысль о том, что усвоение студентами на занятиях по истории мирового исторического опыта организации общественного контроля государства как неотъемлемое дополнение к государственному контролю и развитие у студентов критического отношения к «непопулярным» инициативам властвующей элиты, олицетворяющей государство, обнаруживаются возможности нормализации ответственных взаимосвязей между государством и обществом.
Об авторе
А. В. КоноваловРоссия
Коновалов Александр Владимирович - кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии.
630039 Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Список литературы
1. Гревцева Г. Я. Социализация личности средствами гражданского воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т 3. С. 2421-2425. URL: http://e-koncept.ru/2013/53487.html (Дата обращения: 03.02.2020).
2. Аристотель — учитель Александра Македонского. — URL: https://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/13289-aristotel-uchitel-aleksandra-makedonskogo.html (Дата обращения: 03.02.2020).
3. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. 2013, № 4. С. 264 — 268.
4. Прохорова Г. А. История в школе и проблема социализации личности. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1363/2092.pdf (Дата обращения: 03.02.2020).
5. Грамши А. Тюремные тетради // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru (Дата обращения: 03.02.2020).
6. Наторп П. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 384 с.
7. Руденко М. О функциях учительских и математических. URL: https://www.lpgzt.ru/aticle/14402.html (Дата обращения: 03.02.2020).
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. URL: https://klex.ru/n6n (Дата обращения: 03.02.2020).
9. Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002, № 5. С. 94 - 103.
10. Болтенкова Л. Ф., Шевелёв В. И. Контрольная функция государства — важная составляющая эффективности власти // Этносоциум и межнациональная культура. 2010, № 1(25). С. 12-25.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 // Российская газета. 2005, № 86. 26.04.2005.
12. Воспитательный потенциал истории как учебного предмета. URL: https://lektsii.org/2-20014.html (Дата обращения: 03.02.2020).
13. Ivanova, Z., Danilina, N. Public hearing procedure in the management of city development: analysis of the world experience: Article (PDF Available) in MATEC Web of Conferences 251(54):05028 • January 2018 with 44 Reads.
14. Balykhin, A.G. Municipal management and foreign institutional forms of local self-government // International journal of experimental education. 2014, No. 6. P. 61—64. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5854 (Дата обращения: 03.02.2020).
15. Donahue, J. D., Zeckhauser, R. J. Collaborative Governance: Private Roles for Public Goals in Turbulent Times// International Public Management journal. 2011, No. 14(4). P. 464 - 467. URL: https://www.researchgate.net/publication/254321983_Collaborative_Governance_Private_Roles_for_Public_Goals_in_Turbulent_Times_by_John_D_Donahue_and_Richard_J_Zeckhauser (Дата обращения: 03.02.2020).
16. McQuail, D. Mass Communication Theory. New Delhi: Sage Publications, 2010, (6th Ed.). URL: https://www.researchgate.net/publication/297713727_Review_of_McQuails_Mass_Communication_Theory_6th_ed (Дата обращения: 03.02.2020).
17. Abdi, Ali A., Ellis, Lee, Shizna, Edward Democratic development and the role of sitizenship education in sub-Saharan Africa with a case focus on Zambia // International Education Journal, 2005, 6(4), 454466. URL: http://iej.cjb.net (Дата обращения: 03.02.2020).
18. Аринин А. Мировой опыт общественного контроля над деятельностью власти: уроки для России. URL: https://politobraz.livejournal.com (Дата обращения: 03.02.2020).
19. Берлявский Л. Г., Тарабан Н. А. Проблемы регулирования и реализации полномочий наблюдателей в избирательных правоотношениях // Государственная власть и местное самоуправление. 2011, № 11. С. 29-33.
20. Панарин А.С. Православная цивилизация / Сост., предисл. В. Н. Расторгуев / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 1248 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Коновалов А.В. Возможности формирования гражданственности в курсе истории: теория и практика. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3870-3880. https://doi.org/10.15372/PEMW20200224
For citation: Konovalov A.V. Opportunities for the formation of civic consciousness in the history course: theory and practice. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3870-3880. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200224
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.