Интерпретационные парадигмы и вектор трансформации ценностных ориентаций российского студенчества

Полный текст:




Аннотация

Автор рассматривает парадоксальность в ценностных ориентациях, действиях студенческой молодежи на основе социально-экономических факторов и усваиваемых культурных установок современного общества, находящих отражение в действующей системе образования. Парадокс противоположных выводов из аналогичной эмпирической информации, «кентавр-проблема» ценностных ориентаций (транс-ценностей) выражается в эклектическом сочетании принципов альтернативных парадигм: технократической и гуманистической направленности. По результатам исследования показаны выявленные устойчивые социальные факторы ценностных ориентаций российских студентов. Основное направление трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи имеет асоциальную направленность, ведет к снижению качества образования. Социальная и образовательная практика, формирующая позитивные российские ценности, должна стать инновационным стратегическим ориентиром в оздоровлении общества.

Об авторе

Ирина Геннадьевна Комиссарова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; НГПУ
Россия


Список литературы

1. Горшков М.К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. - М., 2010. - 592 с.

2. Демьянюк А. Н. Ценностные парадигмы и политическая культура современной российской молодежи // Утопия: Открытая библиотека научных сборников. - URL: Utopiya.spb.ru/index. Php?opinion =com.. article.2010-11-28. (дата обращения: 12.02.2014).

3. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // СОЦИС. - 2012. - № 6. - С. 121-126.

4. Комиссарова И. Г. Феномен трансформации ценностных ориентаций российского студенчества: социальные факторы и интерпретационные парадигмы // Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. - Уфа, 2012. - С. 5617-5626.

5. Комиссарова И. Г. Социальные факторы, трансфеномены и интерпретационные парадигмы ценностных ориентаций современного российского студенчества // Образование, воспитание и культура социальной жизни современной России: [материалы межрегион. конф. «Культура современной социальной жизни и воспитания», Новосибирск, 13 дек. 2012 г.] / отв. ред. Н. И. Макарова, М. С. Лабина; Новосиб. электромех. техникум транспортного строительства. - Новосибирск, 2013. - С. 99-106.

6. Комиссарова И. Г. Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества: парадоксальность, социальные факторы и интерпретационные парадигмы // Сибирский социологический вестник (приложение к журналу «Образование и социальное развитие региона»). - 2013. - № 1. - С. 29-34.

7. Турченко В. Н. Парадигмальный анализ методологии социологических теорий: научный доклад // Препринт № 2. - М.: РАО; РГСУ, 2010. -24 с.

8. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / РосАН, Ин-т народнохоз. прогнозирования. - М.: Наука, 1993. -188 с.

9. Гуслякова Л. Г., Лига М. Б. Концепция современного образования // Образование, воспитание и культура социальной жизни современной России: [материалы межрегион. конф. «Культура современной социальной жизни и воспитания», Новосибирск, 13 дек. 2012 г.] / отв. ред. Н. И. Макарова, М. С. Лабина; Новосиб. электромех. техникум транспортного строительства. - Новосибирск, 2013. - С. 3-13.

10. Schofer E., Meyer J. W. The Worldwide Expansion of Higher Education in the Twentieth Century // American Sociology Review. Official Journal of the American Sociological Association. - Volume 70. - Number 6. - December 2005. - S. 898-920.

11. Немировский В. Г., Соколова Е. В. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: 1988-2004 гг. Постнеклассический подход. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. -161 с.

12. Ильинский И. М. Образовательная революция. - М.: Изд-во Моск. гуманит. академии, 2002. - 592 с.

13. Субетто А. И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия (избранное). - СПб.: ПАНИ, 1999. - 827 с.

14. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. - М.: Гардарики, 2001. 398 с.

15. Тощенко Ж. Т. Новые явления в общественном сознании и социальной практике. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - 72 с.

16. Rokeach М. The nature of human values. - N.Y., 1973. - 370 р.

17. Печчеи А. Человеческие качества. - M.: Прогресс, 1980. - 312 с.

18. Комбаров В. Ю. К определению концепции «трансотчуждения» как формы отчуждения инженеров российских промышленных предприятий // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2011. - Т. 11. - Вып. 2. - C. 152-162.

19. Комиссарова И. Г. Инструментарий определения типических черт современного студенчества // Аспирантский сборник НГПУ - 2010. По материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов / под ред. Б. О. Майера. - Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2010. - С. 22-29.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Комиссарова И.Г. Интерпретационные парадигмы и вектор трансформации ценностных ориентаций российского студенчества. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(3):156-167.

For citation: Komissarova I.G. Interpretive paradigms and transformation vector of students system of values in Russia. Professional education in the modern world. 2014;(3):156-167. (In Russ.)

Просмотров: 1053

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)