Архитектоника формирования научно-исследовательской культуры в образовательном пространстве института
https://doi.org/10.15372/PEMW20200210
Аннотация
Проблема формирования научно-исследовательской культуры как ведущего фактора наукоемких профессий и инновационного характера развития практики, обуславливают приоритет развития образовательного пространства институтов в логике систем «человек - научно-техническая информация» и «человек - техника». Это предопределяет их специализированную системную архитектонику и особое психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих специалистов. Образовательное пространство каждого института наполнено минимум тремя составляющими его компонентами, профессионально-культурным, социальным и материально-человеческим капиталом. Профессионально-культурный компонент определяем, как интерес к познанию, умение использовать методы исследования, освоенные знания, значимость науки, ценность обретаемой профессии и т.д. В социальный компонент с необходимостью входят потенциал семей обучающихся, их традиций и образовательный ценз родственников; национальность, верование, уровень воспитанности; общественные установки окружения и микрогрупп; социальное влияние друзей и одногруппников, и пр. Компонент материально-человеческого капитала характеризуется престижностью получаемого образования, особенностями и сложностью приобретаемой профессии, признанностью ее в обществе и экономике страны и как источник экономического роста. Предлагаемая проблема исследования носит практико-ориентированный характер. В статье выявляются структурные компоненты научно-исследовательской культуры, основы интеграции образовательной, профессионально-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
Об авторах
Ю. А. ГуськовРоссия
Гуськов Юрий Александрович - доктор технических наук, доцент, директор инженерного института.
Новосибирск, 630 039, ул. Никитина, 145
В. В. Косухин
Россия
Косухин Валерий Викторович - начальник НВИ им. генерала армии И. К. Яковлева ВНГ России.
630 114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
Р. В. Орлов
Россия
Орлов Роман Викторович - адъюнкт Новосибирского военного института им. генерала армии И. К. Яковлева ВНГ России.
Новосибирск, 630 114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
Т. В. Сидорина
Россия
Сидорина Татьяна Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии.
Новосибирск, 630 114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
Список литературы
1. Путин В. В. Выступление на совещание по вопросам развития военного образования. 15 ноября 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19 631 (дата обращения: 17.03.2020).
2. Барабанщиков А. В., Давыдов А. П. Методика исследования проблем военной педагогики. М.: ВПА, 1987. 125 с.
3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследо¬вания. М.: Академия, 2001. 208 с.
4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 400 с.
5. Балашов В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: монография: в 3-х ч. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГУУ, 2002. 216 с.
6. Бекк М. А. Педагогические условия овладения базовыми компетенциями научно-исследовательской дея¬тельности студентами бакалавриата направления «Филология»: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2011. 262 с
7. Долгова Н. В. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях: дис.... канд. пед. наук. Горно-Алтайск, 2007. 174 с.
8. Бережнова Л. Н., Епифанов А. И., Кеклис А. Ю., Новожилов В. Ю., Сивак А. Н., Чукин С. Г. На -учно-исследовательская деятельность курсантов военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: учебное пособие / под общ. ред. В. Ю. Новожилова. СПб.: СПб ВИВВ МВД России, 2011. 147 с.
9. Добровольсков О. В. Научно-исследовательская деятельность курсантов как фактор профессионального становления офицера: на примере Ульяновского военно-технического института: дис.... канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 372 с.
10. Долгов А. Архитектоника науки // Высшее образование в России. 1999. №2. С. 73.
11. Ушева Т. Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в процессе коллективных учебных занятий // Сибирский педагогический журнал. 2009. №5. С. 140-151.
12. Шихова О. Н. Развитие исследовательской культуры современных студентов в вузе: монография. М.: Инфра-М, 2018. С. 5.
13. Шмелева Е. А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгородв, 2013. С. 13.
14. Владыка М. В. Инновационный потенциал вузов как фактор конкурентности экономического развития // Научные ведомости БелГУ. 2009. №7 (62). С. 44-54.
15. Философская энциклопедия. Т 4. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 393-394.
16. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1964. С. 133.
17. Наливайко Н. В., Паршиков В. И. Философия образования как объект комплексного исследования. Новосибирск, 2002. С. 68.
18. Герасимов Г. И., Павленко Л. Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления (социально-философский анализ). Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. С. 25.
19. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство: монография. М.: МАКС Пресс, 2014. С. 45.
20. Герасимова А. Ю. Образовательное пространство вуза как условие развития будущего профессионала // Экономика и экологический менеджмент. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-vuza-kak-uslovie-razvitiya-buduschego-profes-sionala (дата обращения: 24.03.2020).
21. Жеребятникова Г. В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2013. 23 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гуськов Ю.А., Косухин В.В., Орлов Р.В., Сидорина Т.В. Архитектоника формирования научно-исследовательской культуры в образовательном пространстве института. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3726-3735. https://doi.org/10.15372/PEMW20200210
For citation: Guskov Y.A., Kosukhin V.V., Orlov R.V., Sidorina T.V. Architectonics of formation of research culture in the educational space of the institute. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3726-3735. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200210
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.