Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы
https://doi.org/10.15 372/PEMW20200207
Аннотация
В настоящее время мы являемся свидетелями глубокой трансформации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и системы образования. Изменения происходят в направлении цифровизации - актуальной тенденции современного образовательного пространства. Однако единой трактовки понятия цифровизации пока нет, следовательно, цифровизация происходит в ситуации понятийной неопределенности. Кроме того, в научной литературе оперируют разными терминами для обозначения цифрового образования: «дигитализация образования», «смарт-образование», «цифровое образования» и др. Следовательно, имеет место и терминологическая неопределенность. В статье приведено несколько определений термина «цифровизации», перечень нормативных документов, направленных на регулирование образовательного процесса в отношении цифровизации, этапы циф-ровизации образования, рассмотрены ее перспективы и риски. Отмечено, что необходимо учитывать достоинства и недостатки цифровизации образования, в соответствии с этим корректировать изменения в образовательном пространстве. Мы считаем, в образовании необходимо использовать преимущества цифрового обучения, которое должно стать дополнением к традиционному (речь идет о смешанном образовании), при этом важно актуализировать морально-этический аспект образования, сохранять в образовательном процессе нравственную составляющую. Мы согласны с М. А. Ма-никовской, отмечающей, что решение проблемы «видится в новом ее развороте, который указывает перспективу выявления и сохранения в трансформирующемся образовании конструктивных возможностей оптимального и гармоничного сопряжения цифровых и гуманитарных технологий, обеспечивающих моральную идентичность человека». Теоретико-методологическим основанием исследования стали работы, посвященные проблеме цифровизации образовательного пространства.
Об авторе
Е. А. БутинаРоссия
Бутина Евгения Александровна - аспирант 2 года обучения, направление подготовки «Философия, этика и религиоведение», направленность «Социальная философия».
630 126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/08/texnologii-site-dok.html (дата обращения: 05.02.2020).
2. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации [Электронный ресурс]: паспорт приоритетного проекта, утвержденный Правительством РФ 25 октября 2016 г. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. URL: http://www.garant.ru/hot-law/federal/1 110 145/ (дата обращения: 05.02.2020).
4. Четверикова О. Цифровизация образования - это опасно [Электронный ресурс]. URL: http://zavtra.ru/blogs/mesh_gp (дата обращения: 12.02.2020).
5. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. №8. С. 107-113.
6. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 12.02.2020).
7. Цифровая трансформация: образование, наука, общество: монография. М., 2019. 500 с.
8. Наливайко Н. В., Паршиков В. И. Философия образования как объект комплексного исследования: монография. Новосибирск, 2002. 192 с.
9. Черных С. И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества: монография / Новосибирск, 2011. 254 с.
10. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 12.02.2020).
11. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
12. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. 2019. №2 (28). С. 116-121.
13. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118). С. 46-63.
14. Ильюшенко Н. С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции (7-8 февраля 2019 г., Москва). М.: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2019. С. 215-225.
15. Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. №2 (87). С. 100-106.
16. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху. Нижний Тагил, 2017. 118 с.
17. Черных С. И. Цифровизация образования как дизруптивная инновация // Проблемы высшего образования и современные тенденции социо-гуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения): сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием (Чебоксары, 17-18 декабря 2019 г.). Чебоксары, 2020. С. 254-258.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Бутина Е.А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3695-3701. https://doi.org/10.15 372/PEMW20200207
For citation: Butina E.A. Digitalization of the educational space: risks and prospects. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3695-3701. (In Russ.) https://doi.org/10.15 372/PEMW20200207
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.