Социальный капитал и современное образование: иерархия и инверсия
https://doi.org/10.15372/PEMW20200204
Аннотация
В статье рассматривается понятие «социальный капитал». Анализируются различные трактовки этого понятия. В частности, показано, что социальный капитал может быть представлен и как общественное достояние, и как личное достояние индивида. Социальный капитал, рассматриваемый как сугубо общественное явление, описан как наличие социального доверия. Социальный капитал, который рассматривается в качестве личного актива субъекта, составляет один из факторов, определяющих его положение в обществе. В статье выделяется две разновидности личного социального капитала - активный и пассивный. На основе личного социального капитала действует социально-коммуникативный организационный принцип в социальной иерархии. Это лишь один из многих организационных принципов, которыми обусловлена позиция человека в социальной иерархии. Данный принцип, при всей его значимости, не может рассматриваться как главный. Во-первых, социальный капитал чаще всего важен не сам по себе, а как средство для достижения некоторых внешних целей. Во-вторых, если субъект стремится занять высшую общественную позицию только на основе социального капитала, это становится проявлением популизма и интриганства. В этом проявляется инверсия в социальной иерархии - состояние, угрожающее разрушением данной системы. Приобретение и накопление личного социального капитала начинается еще с детства в семье. Однако решающую роль в этом вопросе играют учебные заведения. Именно в период обучения происходит весьма интенсивное накопление социального капитала. Поэтому накопление личного социального капитала обучающихся заслуживает особого внимания и отдельного изучения. Для этого могут применяться как констатирующие, так и формирующие эксперименты.
Об авторе
Д. А. СевостьяновРоссия
Севостьянов Дмитрий Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом.
630 039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Список литературы
1. Кузьменко А. В. Социальный капитал // Челябинский гуманитарий. 2010. №1 (10). С. 51-52.
2. Севостьянов Д. А. Противоречие и инверсия. Новосибирск: ИЦ НГАУ Золотой колос, 2015. 245 с.
3. Рожков Г. В. Генезис инновационной экономики в России. М.: МАКС Пресс, 2009. 888 с.
4. Плотникова Е. Б., Кузнецов А. Е., Маркова Ю. С. Социальный капитал как концепт и феномен // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. №3. С. 460-476.
5. Почебут Л. Г. Социальный капитал как инновационный потенциал развития России // Здоровье -основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. №1. С. 84-86.
6. Минеева Н. Н., Неганова В. П. Характеристика видов человеческого капитала // Известия УрГЭУ. 2009. №4 (26). С. 29-35.
7. Фукуяма Ф. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. M.: Московская школа политических исследований, 2002. С. 129-148.
8. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, №5. С. 60-74.
9. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М.: Ad Marginem, 1996. 288 с.
10. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012. 440 с.
11. Putnam R. Bowling Alone: the Collapse and Revival of American Community. New York; Simon and Schuster, 2000, 541 p.
12. Хайкин М. М., Крутик А. Б. Социальный капитал и социальные сети // Вестник ЮУрГУ Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №1. С. 85-92.
13. Flap H. No man is an island: The research programme of a social capital theory [Электронный ресурс]. URL: http://www.fss.uu.nl/pubs/hflap/2001nomanisanisland.pdf (дата обращения 07.08.2019).
14. Суходолов А. П., Бычкова А. М. «PR-аддикция» как новый вид поведенческой зависимости // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. №4. С. 321-334.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Севостьянов Д.А. Социальный капитал и современное образование: иерархия и инверсия. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3674-3681. https://doi.org/10.15372/PEMW20200204
For citation: Sevostyanov D.A. Social capital and modern education: hierarchy and inversion. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3674-3681. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200204
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.