Некоторые аспекты анализа опыта цифровизации высшего образования


https://doi.org/10.15372/PEMW20200113

Полный текст:




Аннотация

Рассмотрены исторические аспекты опыта развития и становления цифрового образования в США и Западной Европе. Определено, что внедрение новейших информационных технологий в образование, позволило продвинуть решение вопросов качества, доступности и эффективности, обнажив такие проблемы как возникновение компьютерной зависимости, фрагментарность и бессистемность знаний, избыточность информации, недостаточная мотивация и другие. Выделены тенденции развития цифровизации в Российской Федерации. Дано обобщенное определение информационно-коммуникационной образовательной среды как целенаправленно организованная система технических и информационных ресурсов, электронных дидактических материалов, средств телекоммуникационной связи, обеспечивающих эффективное усвоение профессиональных образовательных программ. Образовательная информационная система должна быть гармонизована с учебным расписанием и рабочими программами дисциплин и интегрирована с электронными библиотечными ресурсами. С точки зрения модернизации и решения проблем качества высшего образования определены и кратко охарактеризованы тенденции и возможности цифрового образования в России. Рассмотрены основные направления развития электронно-коммуникационной системы при обучении техническим и общетехническим дисциплинам как средства управления научно-исследовательской деятельностью студентов. Представлена обобщённая классификация моделей реализации электронного обучения по рассматриваемым дисциплинам. Отмечено, что выбор оптимальных моделей обуславливается решаемыми учебными целями задачами. Выделено, что современное теоретическое обучение, в рамках тенденций модернизации, предполагает активное использование современных компьютерных технологий, интерактивных мультимедийных средств (вебинары, презентации, видео-лекции) и обмен информацией по каналам телекоммуникационной связи (онлайн-консультации). Подчёркнуто, что лабораторный практикум желательно осуществлять в реальной среде, а не виртуальной (на современном оборудовании). Сформулирован вывод о том, цифровизация образования в России будет способствовать повышению эффективности, доступности и качества высшего образования при высоком качестве компонентов и субъектов информационно-коммуникативной системы.

Об авторах

Н. Р. Круглова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Круглова Надежда Ростиславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных, сервисных и общетехнических дисциплин, факультет технологии и предпринимательства

630 126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, учебный корпус № 3



И. В. Сартаков
Новосибирский государственный педагогический университет

Сартаков Игорь Витальевич – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информационных, сервисных и общетехнических дисциплин

630 126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, учебный корпус № 3



Список литературы

1. Алёхин И.А., Крылова А.П. Роль электронных учебных изданий в формировании грамматических навыков английского языка на различных этапах изучения // Мир образования – образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 221–224.

2. Алёхин И.А., Тренин И.В. Воспитание и обучение в военном вузе с помощью ресурсов информационно-образовательной среды // Мир образования – образование в мире. 2018. № 3 (71). С. 151–163.

3. Бешенков С.А., Шутикова М.И., Миндзаева Э.В. Образовательные риски современного информационного социума и информационно-когнитивные технологии // Информатика и образование. 2015. № 8. С. 134–141.

4. Быков А.Н. Развитие электронного обучения в дополнительном профессиональном образовании вузов // Мир образования – образование в мире. 2018. № 4 (72). С. 126–136.

5. Дельбанко Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть: пер. с англ. М.: МГУ, 2015. 256 с.

6. Джуринский А.Н. Цифровое образование в Западной Европе и США: надежды и реальность // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 162–168.

7. Дятлова Ю.О. Современные тенденции организации самостоятельной работы студентов зарубежных и отечественных вузов // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 151–160.

8. Желобов А.П., Романов К.В. Возможен ли антропный принцип в цифровом образовании? Философская антропология, философия культуры // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 3. С. 42–53.

9. Кочергин Д.Г., Жернов Е.Е. Опыт цифровизации высшего образования в США // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 12–23.

10. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды в Российской Федерации, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации (проект). Разработчики: авторский коллектив под руководством А.М. Кондакова [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/51021577 (дата обращения 01.10. 2019)

11. Круглова Н.Р. Методологические подходы управления качеством высшего образования в ретроспективе социально-экономических преобразований в России // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 1. С. 3019–3026.

12. Лебедева Н.В. Диверсификация моделей обучения специалистов социальной сферы в условиях дополнительного профессионального образования на основе андрагогического подхода: автореф. дис.д-ра пед. наук. Ульяновск, 2018.

13. Лукша П. Образовательные инновации или зачем нам нужно менять образование [Электронный ресурс]. URL: https://www.vneshtorg.biz/index.php?option=com_k2&view=item&id=1875 %3Apavel (дата обращения 01.10. 2019)

14. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018.

15. Образование для сложного общества [Электронный ресурс] / П. Лукша, Дж. Кубиста, А. Ласло, М. Попович и др. URL: https //future.org/educationfutures.ru (дата обращения 01.10. 2019)

16. Теоретические подходы к проектированию информационной образовательной среды технологического образования: монография / М.Л. Субочева, М.Е. Вайндорф-Сысоева, Г.Н. Некрасова и др. М.: Спутник, 2018. 208 с.

17. Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж. Системно-технологическое мышление, проектно-технлогическое мышление и технологичекая культура человека // Современное технологическое образование в школе и педагогическом вузе: материалы XXI Международной научно-практической конференции, / под ред. Хотунцева Ю.Л., Харичевой Д.Л. М., 2015. С. 4–10.

18. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.10.19)

19. Anderson T., Mc Greal R. Disruptive Pedagogies and Technologies in Universities // Journal of Educational Technology & Society. 2012. Vol. 15, № 4. P. 380–389.

20. Barrow J.D., Tipler F. J. The Anthropic Cosmological Principle. Oxford: Oxford Univ. Press, 1996.

21. Computer Science FdSc [Электронный ресурс]. URL: http://www.staffs.ac.uk/course/SSTK-12304.jsp (дата обращения 01.10.19)


Дополнительные файлы

Для цитирования: Круглова Н.Р., Сартаков И.В. Некоторые аспекты анализа опыта цифровизации высшего образования. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3499-3507. https://doi.org/10.15372/PEMW20200113

For citation: Kruglova N.R., Sartakov I.V. Some aspects of analysis of the experience of digitalization of higher education. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3499-3507. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200113

Просмотров: 450

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)