Гумбольдтовская реформа школы как образец социальной стратегии (опыт ретроспективного проектного анализа)


https://doi.org/10.15 372/PEMW20200103

Полный текст:




Аннотация

Автор с позиций современной практики стратегирования и проектной деятельности анализирует историю «Больших прусских реформ» Штайна – Гайденберга 1807–1814 гг. в целом и масштабную реформу среднего и высшего образования (гумбольдтовской реформы) в частности. В качестве исследовательской задачи автор видит вычленение системных признаков прусских реформ как социальных проектов и поиск инвариантов, позволяющих сравнивать их с современными социальными проектами. Краткий экскурс в историю реформ Штайна – Гайденберга и реформы Гумбольдта позволяет автору выделить определенные системные черты и определить эти реформы как социальные проекты в современном понимании этого термина. Автор делает оговорку, что такой подход является в значительной мере компаративистским, поскольку сопоставляются во многом разнокачественные объекты, существовавшие в разное время и при разных исторических обстоятельствах. Именно поэтому в первую очередь обращается внимание на сопоставление обстоятельств осуществления реформ и степени их осуществления по мере изменения обстоятельств. Автор рассматривает среднесрочные и долгосрочные результаты гумбольдтовских реформ и делает вывод, что, несмотря на изменение обстоятельств и на достаточно быстрое решение ряда задач, ради которых реформы затевались, изменения в системе образования и в обществе в целом продолжались достаточно долго. Это свидетельствует о присущей им внутренней логике и, соответственно, внутренней целостности и системности. Автор кратко касается причин неудачного опыта применения прусской системы образования в других странах и делает вывод о возможности и даже необходимости системного применения значительной части такого опыта, особенно в его проектной части, в связи со значительным качественным совпадением обстоятельств и проблемного поля.

Об авторе

А. П. Сегал
Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Сегал Александр Петрович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации философского факультета

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, 1, МГУ имени М.В. Ломоносова, Учебно-научный корпус «Шуваловский», философский факультет



Список литературы

1. Раковский Л. Генералиссимус Суворов. М.: Военное издательство, 1959.

2. Тощенко Ж.Т. Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении // Социология власти. 2005. № 5. C. 23–45.

3. Дридзе Т. Станет ли социология «наукой наук об обществе»? // Социологические исследования. 2001. № 3. C. 19–20.

4. Дридзе Т. М. «Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии» // Социологические исследования. 2000. № 2. C. 20–28.

5. Дридзе Т., Орлова Э. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.

6. Орлова Э. Концепция социального взаимодействия в контексте изучения социокультурной микродинамики // Обсерватория культуры. 2014. № 6. C. 4–16.

7. Гулыга А.В. Гегель. М.: Молодая Гвардия, 2008. 263 с.

8. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет: в 2 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1971.

9. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2003. 792 с.

10. Хаффнер С. Пруссия без легенд. URL: https://www.litmir.me/br/?b=174197&p=23. (дата обращения: 29.12.2019).

11. Травин Д., Маргания О. Штейн и Гарденберг. – реформатор «злой»и реформатор «добрый»// Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара. СПб.: Норма, 2016. C. 392.

12. Ленин В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905–1907 годов // Полное собрание сочинений. Т. 13. С. 216.

13. Персидская Н.Ю. Отмена крепостного права в России и Германии (сравнительная характеристика) // Социально-политические науки. 2011. № 1. C. 25–28.

14. Verne J. «Les Cinq Cents Millions De La Bégum,» 1879. URL: http://www.gutenberg.org/files/4968/ 4968 h/4968 h.htm. (дата обращения: 04.01.2020).

15. ДержавинВ.Война, которую выиграл прусский учитель // Военное обозрение. 27 декабрь 2013. URL: https://topwar.ru/37776 voyna-kotoruyu-vyigral-prusskiy-uchitel.html. (дата обращения: 28.12.2019).

16. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992. C. 224.

17. фон Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. Челябинск-Москва: «Социум», «Три Квадрата», 2003. C. 196.

18. Taleb N.N. The Black Swan: the impact of the highly improbable. 2nd ed. London: Penguin, 2010.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сегал А.П. Гумбольдтовская реформа школы как образец социальной стратегии (опыт ретроспективного проектного анализа). Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3409-3417. https://doi.org/10.15 372/PEMW20200103

For citation: Segal A.P. Нumboldt school reform as a standard of social strategy (experience of retrospective project analysis). Professional education in the modern world. 2020;10(1):3409-3417. (In Russ.) https://doi.org/10.15 372/PEMW20200103

Просмотров: 476

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)