Образование как фиктивный капитал


https://doi.org/10.15372/PEMW20200102

Полный текст:




Аннотация

Изменение процессов формирования социального капитала и его человеческого компонента в условиях, когда IT и биотехнологии (в своем синтезе) становятся способны изменить сознание, а не только биологическую природу человека, качественным образом изменяют функционал образования. Его определяющей характеристикой становится непрерывность. А качество непрерывности как процессу (с его субъективной стороны, во всяком случае) придает перманентность постоянства и изменчивости, их борьба, непрерывно требующая и порождающая новые и новые качества действующего субъекта. Тотально заорганизованные общества (в пределе – диктатуры), а равно и гражданские неолиберальные государственно-формальные структуры (например, семья) уже не в силах «регулировать» алгоритмы «борьбы» постоянства и изменчивости, в которых индивидуализируется социальный капитал общества и, соответственно, социализируется индивидуальный человеческий капитал. Индивидуальные ценности и смыслы явно динамичнее традиционных общественных, а мотивация и вовлеченность индивида в их формирование зависит от качества разнообразного спектра услуг, которые общество может предоставить индивиду, а индивид обществу. Образование, приобретая функционал услуги, капитализируется в новых условиях иначе, чем раньше. Необходимость его как самодостаточного ресурса успешности индивида «размывается» динамизмом общественных и научных перверсий и, понимая (или не понимая) это индивид «торопится» приобрести самостоятельность (свободу), пробуя себя в том пространстве, которое кажется ему более устойчивым, по сравнению с образовательным и даже семейным пространством. Это пространство трудовых отношений. Однако здесь его встречает другая проблема. Развитость его интеллекта (как способности решать трудовые задачи) оказывается напрямую детерминируемой уровнем профессиональной, а зачастую общей культуры. И здесь мы опять возвращаемся к необходимости системного профессионального образования, которое обеспечивает реальный потенциал индивида с необходимостью должного носить символический характер (аттестат, диплом, свидетельство о повышении квалификации, сертификат и т. д.). праву собственности индивида на обладание символическими регалиями предшествует некий процесс, который и именуется образованием. Он (этот процесс) фиксируется одновременно как право и как обязанность индивида, а процесс реализации этого права и этой обязанности составляет своего рода «внешность» для объективации потенциала индивида. Реализация образовательных услуг как потребление, реализация образовательных услуг как распределение, реализация образовательных услуг как производство и даже как обмен – в условиях тотальной коммерциализации образования имеют различную динамику. Это является базисным основанием диспропорций в смыслах (относительно образования формирующихся) у бизнеса рынка; самой системы науки образования; семьи и гражданского общества; и самого индивида. По мере роста общественных затрат и массовизации образования предельная отдача образовательного ресурса снижается. Эта экономическая максима ведет к ряду формирования таких потребностей (у индивида), которые реализуются не действительным, но фиктивным образом, не воспроизводят капитал и стоимость, но перераспределяют их. Согласно методологии воспроизводственного подхода индивидуальный человеческий капитал можно рассматривать как интеграцию трех составляющих: биологической (природной), стационарной (постоянной), динамической (адаптивно-инновационной). Смысл воспроизводства биологической компоненты в воспроизводстве и оптимизации природных способностей как залога лабильности и успешности; смысл воспроизводства стационарной компоненты (образование, профессионализм, компетенции) и, соответственно, воспроизводства динамической компоненты (адаптивность, инновационность, конкурентовозможность и конкурентоспособность) в создании эффективной личностной экосистемы, оптимально сочетающей фиктивные и действительные её элементы. Место образования в этой оптимизации и будет предметом рассмотрения в этой статье. Основные проблемы подобного рассмотрения фиксируются следующими вопросами: что такое фиктивный образовательный капитал?; как он формируется системой современного образования?; как можно сократить негативные эффекты его воспроизводства? Методологической основой ответа на эти вопросы (автор не претендует на полноту ни в коем случае) будут являться функциональный и воспроизводственный подходы, позволяющие рассматривать обучение как товар, а образование как специфическую экосистему для формирования и применения индивидом своего человеческого потенциала. Результаты анализа следует рассматривать как личную позицию автора и приглашение к ­дискуссии.

Об авторе

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черных Сергей Иванович – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии

630 039, г. Новосибирск, ул. Никитина 149

2560380@ngs.ru



Список литературы

1. Владимирова Ц.Д. Развитие теории человеческого капитала организации в цифровой экономике // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 9. С. 2671–2690. DOI:10.18 334/гр.19.9.39 307.

2. Тлостанова М.В. Человек в современном мире: проблемы множественной идентичности // Вопросы социальной теории. Научный альманах. 2010. Т. IV. Человек в поисках идентичности / Ин-т философии РАН; под ред. Ю.Н. Резника и М.В. Тлостановой. – М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. 528 с.

3. Назарова М.А., Черных С.И. Трансформация идентичности в обществе // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т.7, № 3. С. 1163–1168. DOI: 10.153/PEM W20170 304.

4. Нестик Т. Культурный, социальный и символический капиталы (обзорный материал). [Электронный ресурс]. URL: http://www.sitation.ru/app/j_art_325.htm (Дата обращения: 15.02.2020).

5. Подобные проблемы стоят и перед аналитиками развития и состояния системы образования в США. См.: Brayen Alexander. The most dangerous report in higher education. URL: https:// bryanalexander.org/future-of-edu-cation/the-most-dangerous-report-in-higher-education/ (Дата обращения: 07.02.2020).

6. Angulo A. J. Diploma Mills: How For-Profit Colleges Stiffed Students, Taxpayers, and the American Dream. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016; Резаев А.В., Стариков В.С. Академический капитализм и «фабрики дипломов» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемны. 2018. № 3. С. 355–363. Рец. на кн.: Angulo A.J. Diploma Mills: How For-Profit Colleges Stiffed Students, Taxpayers, and the American Dream. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016. URL: https://doi.ord/10.14515/monitoring.2018.3.19 (Дата обращения: 07.02.2020)

7. Caplan B. The Case Against Education: Why the Education System is a waste of Time and Money? Eg.: Princeton University Press. 2018. 416 p. URL: https.pres.princeton.edu/books/hardcover/ 9 780 691174 655/the-case-against-education (Дата обращения: 07.02.2020)

8. Керантола А. Почему японские дети не хотят ходить в школу. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/Russian/features-50895 110 (Дата обращения: 05.01.2020).

9. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумен, П.С. Сорокин, И.В. Абанкина и др. – М.: Высшая школа экономики, 2019. 284 с.

10. Колядин А.П. Влияние образовательной сферы на соотношение действительного и фиктивного компонентов человеческого капитала // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1. С. 95–99.

11. Дмитриева Н.Н. Закономерности эволюции фиктивного капитала в воспроизводственном механизме рынка: дисс.…канд. экон. наук. Краснодар: КГТУ, 2010. 14 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных С.И. Образование как фиктивный капитал. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3400-3408. https://doi.org/10.15372/PEMW20200102

For citation: Chernykh S.I. Education as fictitious capital. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3400-3408. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200102

Просмотров: 261

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)