Психотерапия К. Р. Роджерса как управляющий параметр предотвращения профессионального выгорания
https://doi.org/10.15372/PEMW20190323
Аннотация
Цель исследования – обосновать психотерапевтический параметр для профилактики и предотвращения профессионального выгорания личности, так как в последние годы возникла острая проблема, препятствующая успешной деятельности лиц, занятых в определенном ряде профессий. Это профессии сферы «человек – человек», а именно: преподаватели, учителя, воспитатели, врачи и т. д. Все те, кто в процессе делового общения взаимодействует по информационно-энергетическим каналам. Со временем человек начинает быстро уставать, теряет интерес не только к своей работе, но и к межличностным отношениям. У него появляется синдром «профессионального выгорания». Обычно причины его появления связывают со стрессами, конфликтами. На наш взгляд, причина кроется в нарушении целостности системы человеческих отношений, их дисгармонии и сколах. Поэтому мы предлагаем психотерапию К. Р. Роджерса как управляющий параметр предотвращения выгорания личности. В содержании статьи психотерапия К. Р. Роджерса обосновывается с точки зрения теории хаоса. Раскрываются принципы взаимодействия на модели нелинейных систем, при переходе от хаоса к порядку. Таким образом, акцент переносится с диадного взаимодействия психотерапевта и клиента на системное взаимодействие группы встреч и клиента. Анализ причин успешности групп встреч в Европе, США и Японии показал, что в процессе самоорганизации психотерапевтической группы возникают социально-психологические феномены. Именно они оказывают оптимальное влияние на глубинные психологические процессы, упорядоченную структуризацию личности клиента. В самоорганизации групп по К. Р. Роджерсу можно выстроить ряд моделей взаимодействия. Они проявляются стихийно. Каждый руководитель группы встреч разрабатывает свою систему психотерапевтических техник. В статье также раскрывается индивидуальная психотерапия, которая является частным случаем групповой психотерапии. Выделяются необходимые условия эффективной психотерапии, выстраивания гармонии человеческих отношений. Это конгруэнтность, позитивное отношение и эмпатия. Обосновываются рекомендации по психологическому консультированию личности с возникшим симптомом «профессионального выгорания».
Об авторах
Ю. Н. БелокопытовРоссия
Белокопытов Юрий Николаевич – доктор психологических наук, профессор кафедры теории и методики социальной работы юридического института, Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Г. В. Панасенко
Россия
Панасенко Галина Васильевна – доктор философских наук, профессор кафедры теории и методики социальной работы юридического института, Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Список литературы
1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психология управления персоналом. Психологическое выгорание. М.: Юрайт, 2017. 343 с.
2. Бак П. Как работает природа: Теория самоорганизованной критичности. М.: ЛИБРОКОМ, 2014. 276 с.
3. Мерзлякова Д. Р. Разработка опросника самооценки профессионального «выгорания» // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 3. С. 53–71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226–3365.1703.04
4. Baker М. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Journal Of Human Behavior. 1997. Vol. 34 (1). P. 22–26.
5. Beverly A. Preventing job burnout: transforming work pressures into productivity. Menlo Park, California: Crisp Publications, 1996. 104 p.
6. Brill P. L. The need for an operational definition of burnout // Family and Community Health. 1984. Vol. 6. P. 12–24.
7. Cordes S. L. Patterns of burnout among managers and professionals: a comparison of models // Journal of Organizational Behavior. 1997. Vol. 18 (6). P. 685–701.
8. Dolan S. L. Individual, organizational and social determinants of managerial burnout: a multivariate approach // Journal Of Social Behavior and Personality. 1992. Vol. 7 (1). P. 95–110.
9. Edelwich J. Burn-out: Stages of disillusionment in the helping professions. New York: Human Science Press, 1980. 218 p.
10. Firedman I. A. Student behavior patterns contributing to teacher burnout // Journal of Educational Research. 1995. Vol. 88 (5). P. 281–289.
11. Freudenberger H. J. Burn-out: How to beat the high cost of success. New York: Bantam Books, 1980. 259 p.
12. Арнольд В. И. Теория катастроф. М.: Едиториал УРСС, 2004. 128 с.
13. Серебряков Д. В. Менегетти // Психоанализ: новейшая энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2010. С. 441.
14. Деменок С. Л. Просто хаос. СПб.: Страта, 2015. 228 с.
15. Безручко Б. П., Короновский А. А., Трубецков Д. И., Храмов А. Е. Путь в синергетику: Экскурс в десяти лекциях. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 248–276.
16. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования М.: Аспект Пресс, 2000. С. 239–240.
17. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 467.
18. Психотерапевтическая энциклопедия / под общ. ред. Карвасарского Б. Д. СПб.: Питер Ком, 1998. С. 120.
19. Роджерс К. Р. О групповой психотерапии. М., 1993. С. 4–37.
20. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 321–327.
21. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С. 30–60.
22. Малинецкий Г. Г. Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. М.: КомКнига, 2005. 312 с.
23. Деменок С. Л. Динамический хаос. СПб.: Страта, 2016. С. 46–53.
24. Thom R. Topological models in biology // Topology. 1969. Vol. 8, № 3. P. 313–335.
25. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. 351 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г.В. Психотерапия К. Р. Роджерса как управляющий параметр предотвращения профессионального выгорания. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):3112-3120. https://doi.org/10.15372/PEMW20190323
For citation: Belokopytov Y.N., Panasenko G.V. Psychotherapy KR Rodgers as a governing parameter for prevention of professional ignition. Professional education in the modern world. 2019;9(3):3112-3120. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190323
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.