Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности студента в социальном партнёрстве техникума с работодателями
https://doi.org/10.15372/PEMW20190317
Аннотация
В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) отражены требования к выпускнику техникума в области сформированной конкурентоспособности. Несмотря на определенные государственной образовательной политикой задачи в области обеспечения конкурентоспособности студентов, у выпускников присутствует явная недооценка значимости своей конкурентоспособности для успешности профессиональной карьеры. Проблеме конкурентоспособности выпускника посвящено достаточно научных исследований в контексте различных влияющих на нее факторов и изменившейся социокультурной ситуации, но важно более тщательно исследовать возможности социального партнерства техникума с работодателями и влияние различных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность ее формирования. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования конкурентоспособности у выпускников техникума в социальном партнерстве техникума с работодателями: организация конкурентно-развивающей интегративной образовательной среды; создание института наставничества как составного элемента интегративного образовательного процесса; специальная подготовка педагогических работников техникума для предстоящей деятельности по формированию конкурентоспособности студента в социальном партнерстве техникума с работодателями. Каждое из предложенных организационно-педагогических условий подробно раскрывается, приводится компонентная структура интегративной образовательной среды и принципы ее организации.
Об авторах
Е. А. ПахомоваРоссия
Пахомова Елена Алексеевна – доктор педагогических наук, доцент, профессор интегрированной базовой кафедры профессионально-педагогического образования, Российская Федерация, 650070, Кемерово, ул. Тухачевского, 32а
Д. А. Алференко
Россия
Алференко Дмитрий Анатольевич – аспирант, кафедра педагогии и психологии профессионального образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», Российская Федерация, 650070, Кемерово, ул. Тухачевского, 32а
Список литературы
1. Абрагимович М. М. Развитие конкурентоспособности выпускников учреждений среднего профессионального образования средствами дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 46–51.
2. Ангеловский А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. 193 с.
3. Ахметшин Р. Я. Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов средних специальных учебных заведений: дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2001. 156 с.
4. Боровик Г. А. Формирование креативности студента колледжа как средство повышения конкурентоспособности. Москва, 2007. 207 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; ЭКСМО, 2005. 1136 с.
6. Гришин А. В. Развитие конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы на основе актуализации социально-педагогической инициативы: монография. Челябинск: ЧИРПО, 2009. 258 с.
7. Душкина О. В. Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2003. 24 с.
8. Журанова Н. А. Формирование конкурентоспособности специалистов в системе среднего профессионального образования: на примере подготовки менеджеров гостинично-туристического сервиса: дисс. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 247 с.
9. Зверев С. В. Формирование конкурентоспособности студента в маркетинговой деятельности: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2008. 229 с.
10. Зильбер А. П. Проблема наставничества в медицине критических состояний // Эфферентная терапия. 2014. Т. 20, № 1. С. 5–11.
11. Корнеев Ю. В. Развитие профессиональной компетентности педагогов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 22 с.
12. Кошкина Н. Б. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 20 с.
13. Леготина И. М. Профессиональная адаптация как средство формирвоания конкурентоспособности студентов технического колледжа: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 234 с.
14. Павлючков Г. А. Адаптация выпускников учреждений среднего профессионального образования к условиям рынка труда: автореф. дис. … канд. пед. Наук. Кемерово, 2006. 26 с.
15. Пахомова Е. А. Становление территориальной многоуровневой системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся автореф. дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2017. 26 с.
16. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
17. Словарь-справочник по педагогике / авт.‑сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004. 448 с.
18. Соловьева Ю. В. Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 188 с.
19. Сулима И. И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.ni-centr.ru.
20. Тюмасева З. Н., Кваша Б. Ф. Метатеория образования: монография. СПб.: МАНЭБ, МИНПИ, ИЗиЭЧ, 2004. 414 с.
21. Фаломкин А. В. Педагогическая эффективность социального партнерства в начальном профессиональном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 23 с.
22. Фомин Е. Н. Диверсификация института наставничества как потенциал успешной адаптации молодого специалиста // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7. С. 6–8.
23. Шикина Л. С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2006. 24 с.
24. Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М.: Молодая гвардия, 1997. 176 с.
25. Bozeman B., Feeney M. K. Toward a useful theory of mentoring: A conceptual analysis and critique // Administrative and society. 2007. № 39 (6). P. 719–739.
26. Clutterbuck D. Everyone needs a Mentor. Everyone needs a mentor: fostering talent in your organization. London: Institute of Personnel and Development, 2004. 200 p.
27. Lewis G. The Mentoring Manager. Strategies For Fostering Talent and Spreading Knowledge. London: Pitman Publishers, 1996. 198 p.
28. Megginson D. Techniques for Coaching and Mentoring. London, Butterworth-Heinemann, 2005. 224 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Пахомова Е.А., Алференко Д.А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности студента в социальном партнёрстве техникума с работодателями. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):3054-3062. https://doi.org/10.15372/PEMW20190317
For citation: Pahomova E.A., Alferenko D.A. Organizational-pedagogical conditions of formation of competitiveness of the student in social partnership of the college with employers. Professional education in the modern world. 2019;9(3):3054-3062. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190317
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.