Концептуальный анализ парных категорий, отражающих организованность и неорганизованность окружающего мира в системе социально-философского мировоззрения
https://doi.org/10.15372/PEMW20190311
Аннотация
Введение. В начале XXI в. социальные процессы становятся все более сложными, разнообразными, взаимосвязанными, протекают с ускорением. Одни процессы идут в сторону развития, другие оказываются деструктивными, а третьи – неопределенными. Это создает особые условия социальных преобразований, при которых возможны не только сценарии развития и гармонизации глобального социума, но также резкого нарастания глобальных проблем с последующей деградацией общества и природы планеты. Осмысление современных социальных событий и преобразований требует от специалистов гуманитарного профиля широкого социально-философского мировоззрения, опирающегося не только на современные знания, но и на богатый опыт философской культуры прошлых эпох о возможных проявлениях порядка и хаоса в жизни людей. Цель статьи: внести определенный вклад в формирование современного социально-философского мировоззрения путем исследования противоположных мировых процессов и парных категорий, их отражающих, начиная с основополагающих – космос и хаос. Методология и методы исследования. Применены: диалектическая методология; системный и синергетический подходы; методы: взаимосвязи исторического и логического, аксиологический, компаративистский, аналогии, а также интеграции полученных результатов. Результаты. Глубокое познание сущности современных процессов невозможно без культурфилософского анализа аналогичного опыта прошлых эпох. Проведенное исследование показало, что представления о неустойчивости бытия не только людей и общества, но также мира в целом, складывались, начиная с древнейших первобытных и архаических культур. Эти основополагающие воззрения прошли свое преобразование в более поздних эпохах развития человечества, вплоть до современности. Поэтому заключенный в культуре и социальной философии опыт познания прошлых социальных событий содержит в себе ряд важных знаний, которые могут служить основанием для разработки путей стабилизации, упорядочивания современной социальной жизни и предотвращения наиболее опасных кризисных явлений в современной цивилизации. Исследованы пары категорий: космос и хаос, порядок и хаос, становление и разрушение. Определены разные аспекты отношений космоса (порядка) и хаоса (в статике, динамике, самодвижении), а также формы проявления порядка и хаоса в прошлом и настоящем. Заключение. Определены важные аспекты социально-философского понимания отношений космоса (порядка) и хаоса (в статике, динамике, самодвижении), а также формы проявления порядка и хаоса, которые действовали не только в прошлом, но имеют место в современной жизни.
Об авторе
О. П. КарнауховРоссия
Карнаухов Олег Петрович – преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Российсая Федерация, 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49, соискатель кафедры геополитики и глобалистики Сибирского Федерального университета, г. Красноярск
Список литературы
1. Арташкина Т. А. Проблема конкурентоспособности отечественного образования в контексте глобализации // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 1. С. 755–765.
2. Максимов С. В., Яценко М. П. Особенности исследования ментальных аспектов военного прогресса в глобальном мире // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 3. С. 1990–1999.
3. Панарин В. И., Мамонов О. В., Пучков О. Э. Развитие российской системы инновационного образования в условиях глобализации // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2167–2177.
4. Яценко М. П., Боярский М. А. Особенности изучения трансформации национального государства в глобальном мире // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2202–2211.
5. Ельчанинов В. А., Панарин В. И., Паршиков В. И., Ушакова Е. В. Антропосоциальное наследование как научная и образовательная проблема в условиях информатизации и цифровизации // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2451–2463.
6. Анисимов А. Ф. Космологические представления народов Севера. М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. 106 с.
7. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука: Сиб. отделение, 1988. 175 с.
8. Леви-Строс К. Первобытное мышление / пер. вступ. ст. А. Б. Островского. М.: Республика, 1994. 384 с. (Мыслители XX в.).
9. Топоров В. Н. О космологических источниках раннеисторических описаний // Труды по знаковым системам. Т. 6. Тарту, 1973 (Вып. 308). С. 106–150.
10. Фрейденберг О. М. Введение в теорию античного фольклора. Миф и литература древности. М.: Восточная литература РАН, 1998. С. 10–125.
11. Элиаде М. Священные тексты народов мира. М.: Крон-Пресс, 1998. 624 с.
12. Грэхэм Д. У. Критика Гераклитом ионийской философии / пер. с англ. М. Н. Вольф по изд.: Graham D. W. Heraclitus' criticism of Ionian philosophy // Oxford Studies in Ancient Philosophy. Vol. XV / Ed. by C. C. W. Taylor. Oxford: Clarendon Press, 1997. P. 1–50. URL: https://nsu.ru/classics/Wolf/Graham- HERACLITUS-OSAP.pdf
13. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. 318 с.
14. Лебедев А. В. Атональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник'87. М., 1987. С. 29–46.
15. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Бытие. имя. Космос. Автор: Алексей Фёдорович Лосев; сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. 958 с.
16. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М.: Наука, 1975. С. 266–285.
17. Гайденко В. П., Смирнов А. Г. Западноевропейская наука в средние века. М.: Наука, 1989. 352 с. (Библиотека всемирной истории естествознания).
18. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греч. наука «о природе». М.: Наука, 1979. 485 с.
19. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной / пер. с англ. К. Голубович, О. Зайцева, В. Стрелков. М.: Логос, 2001. 288 с.
20. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: в 3-х ч. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997–1999. Ч. 1: Философия и жизнь: 1997. 222 с.; Ч. 2. Онтология: 1999. 268 с.; Ч. 3. Антропология. Заключение: 1999. 288 с.
21. Асоян А. А. Космос и хаос / «Информационно-аналитический портал и гипертекстовая электронная библиотека – «Русская идеология». URL: http://russidea.rchgi.spb.ru/ideasinrussia/filcategory/index.php?ELEMENT_ID=3889
22. Иорданский Б. В. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. 343 с.
23. Лосев А. Ф. Хаос // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 2. М.: Советская Энциклопедия, 1980. С. 579–581.
24. Сагатовский В. Н. Космос и хаос // Философские категории: авторский словарь. Санкт-Петербург: СПбНИУ ИТМО, 2011. URL: http://vasagatovskij.narod.ru
25. Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. 624 с. (Серия «Энциклопедия культурологии»)
26. Топоров В. Н. Хаос первобытный // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 2. М.: Советская Энциклопедия, 1980. С. 581–582.
27. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: учеб. пособие / под ред. В. И. Кузищин. СПб.: Алетейя, 2000. 606 с.
28. Антология античной философии / сост. и автор предисл. С. В. Перевезенцев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 415 с.
29. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. 255 с.
30. Мундус. Лат. термин. URL: http://www.symbolarium.ru/index.php/Мундус
31. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 343 с.
32. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2‑е изд. Т. 20. С. 176.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Карнаухов О.П. Концептуальный анализ парных категорий, отражающих организованность и неорганизованность окружающего мира в системе социально-философского мировоззрения. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2984-2996. https://doi.org/10.15372/PEMW20190311
For citation: Karnaukhov O.P. Conceptual analysis of paired categories reflecting the organization and disorganization of the world in the system of socio-philosophical world view. Professional education in the modern world. 2019;9(3):2984-2996. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190311
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.