Проблемы реализации «третьей миссии» в условиях трансформирующейся роли университетов


https://doi.org/10.15372/PEMW20190308

Полный текст:




Аннотация

Исследование посвящено вопросу реализации «третьей миссии» университетов, актуальность которой обусловлена расширением традиционных функций, задач и зон ответственности сферы образования. При этом в научном сообществе отсутствует единый подход к пониманию сущности, характеристик и форм «третьей миссии» и параметры ее российской модели пока не определены. Авторы рассматривают эту проблему через призму глобальных вызовов, стоящих перед системой высшего образования в России, которые придают университетам новые смыслы и ориентиры деятельности. К ним авторы относят массовизацию, глобализацию, утилитаризм и коммерциализацию высшего образования, инновационность, появление социальной миссии университетов, связанной с воспроизводством культуры, информатизацию, ведущую к появлению новых форм коммуникации и организации учебного процесса. Проанализировав основные научные подходы к определению сущности, характеристик и направлений реализации «третьей миссии» методом социально-философского анализа, авторы определяют положительные эффекты данной деятельности для университетов и регионального социума. К ним они относят формирование стабильной социальной среды, в которой возможно выстраивание долгосрочных стратегий развития и университета и региона, повышение привлекательности университета для абитуриентов, получение обучающимися компетенций, востребованных в экономике и социальной сфере региона. При этом регион получает возможность вовлекать университет в реализацию стратегии своего развития. Выделяются основные проблемы, препятствующие внедрению элементов «третьей миссии» в практическую работу образовательных организаций высшего образования, предлагаются пути их решения. Делаются выводы о необходимости выработки университетами стратегий своего развития с учетом глобальных трансформационных процессов, изменяющихся потребностей общества, особенностей взаимодействия с территориальными органами власти, местным сообществом и другими региональными стейкхолдерами.

Об авторах

Е. В. Кудряшова
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Россия
Кудряшова Елена Владимировна – доктор философских наук, профессор, ректор, Российская Федерация, 163002, Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17, каб.1227


С. Э. Сорокин
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Россия
Сорокин Сергей Эдуардович – кандидат политических наук, доцент, проректор по социальным вопросам и воспитательной работе, Российская
Федерация, 163002, Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17, каб.1221


Список литературы

1. Красинская Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация…Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82.

2. Мягков Г. П., Бухараев В. М. Трансформация классического университета в условиях «текучей современности» // Классический университет: история и современность: материалы Всеросс. с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию Удмуртского гос. ун-та (Ижевск, 3–4 февраля 2016 г.) / отв. ред. и сост. В. В. Пузанов, Д. В. Репников. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. С. 56–61.

3. Хагуров Т. А. Выше образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 4–57.

4. Николаева Е. М., Щелкунов М. Д., Ившина О. Я. Феноменология потребительства. Личностное и институциональное измерения. Казань: Изд-во Казанский ун-т, 2014. 160 с.

5. Виссема И. Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 422 с.

6. Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузакина Е. А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и И. Уисема // Высшее образование в России. 2016. № 9. С. 40–47.

7. Гафуров И. Р., Васильев В. Л., Кашбиева Р. Р. Инновационные кластеры и социально-экономическое развитие регионов: анализ методических подходов. М.: Анкил, 2012. 292 с.

8. Marhl M., Pausist A. Third Mission Indicators for New Ranking Metodologies // Evaluation in Higher Education. 2011. Vol. 5, № 1. P. 43–64.

9. Бугаенко О. Д., Кудряшова Е. В. Третья миссия университетов и их роль в развитии регионов // Федеральный университет как центр инновационной, технологической и социальной трансформации регионов Российской Федерации: круглый стол (Белгород, 13–14 декабря 2017 г.) / под общ. ред. Ю. В. Кудряшова; Сев. (Арктич) федер. Ун-т. Архангельск: САФУ, 2017. С. 5.

10. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута, Гос. ун-т – Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. 304 с.

11. Медушевский Н. А., Перфильева О. В. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2016. № 3. С. 19–31.

12. Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика. 2018. № 1. С. 5–17.

13. Щелкунов М. Д., Николаева Е. М., Фурсова В. В. На пути к международному признанию: Казанский федеральный университет как субъект глобального пространства высшего образования. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 140 с.

14. E3M-Project. (2012). Green Paper «Fostering and Measuring Third Mission in Higher Education Institutions». URL: http://www.e3mproject.eudocs/Green%20paper-p.pdf (дата обращения 05.06.2018)

15. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49–62.

16. Montesinos P., Carot J-M., Mora F. Third Mission ranking for world class universities: Beyond teaching and research // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33 (2–3). P. 195–199.

17. Jongbloed B. Seven Indicators for mapping university-regional interactions. ENID-PRIME Indicators Conference in Oslo, 2008. 123 p.

18. Dan M.-C. The Third Mission of Universities in the Development Strategy of Vienna City // Informatica. Economica. 2012. Vol. 16, № 4. P. 49–56.

19. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). C. 133–144.

20. Барнетт Р. Осмысление университета // Образование в современной культуре. Альманах 1. Мн.: Пропилеи, 2001. 128 с.

21. Зиневич О. В., Балмасова Т. А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67–72.

22. Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organization Pathways of Transformation. Guildford, UK: Pergamon, 1998. 163 р.

23. Чекмарев В., Наумов А. Университет как системообразующий фактор развития региона: методология управленческой деятельности // Alma mater. 2003. № 5. С. 33–39.

24. Etzkowitz H., Leydensdorff L. Introduction: Universities in the Global Knowledge economy // Etzkowitz H., Leydensdorff L. (Eds.) Universities and the global knowledge economy: A triple helix of university-industry-government relations. London, 1997. P. 1–8.

25. Балмасова Т. А. Третья миссия университета в условиях модернизации российского образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. С. 36–41.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Проблемы реализации «третьей миссии» в условиях трансформирующейся роли университетов. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2958-2966. https://doi.org/10.15372/PEMW20190308

For citation: Kudryashova E.V., Sorokin S.E. Problems of implementation of the «third mission» in the context of the transforming role of universities. Professional education in the modern world. 2019;9(3):2958-2966. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190308

Просмотров: 453

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)