Формализм или новая степень свободы: влияние глобализации на российское образование


https://doi.org/10.15372/PEMW20190304

Полный текст:




Аннотация

Изменения, происходящие в мировом образовании в рамках глобальных трендов, диктуют новые стандарты развития российской высшей школы. С одной стороны, университеты все более нацелены на формирование специалистов с «мышлением высокого уровня», с другой – постоянная гонка за количественными показателями, формализует образовательный процесс, исключая элементы творчества и свободы. Целью нашей статьи является рассмотрение влияния глобальных трендов на отечественное образование и науку через призму истории российской высшей школы. Исследование проведено на основе системно-исторического подхода с использованием описательного и сравнительного методов. С самых первых лет своего существования российская высшая школа сочетала в себе элементы прусского и французского университетов. Уровень ее автономии и развития напрямую зависел от внутренней политики. Американская система образования, ставшая сегодня примером для многих мировых университетов, опираясь на английскую модель колледжа, ориентировалась на демократизм, элективность, широкую доступность, прагматизм и конкуренцию. Сочетание этих качеств позволило университетам США к концу ХХ в. стать ориентиром для идеи унификации принципов обучения и оценки эффективности вузов во всем мире. Российская высшая школа также включилась в процесс модификации высшего образования по американской модели. Однако отсутствие экономических предпосылок и сформированные за несколько столетий особенности организации российского образовательного процесса позволили лишь формально соответствовать новым стандартам. Более того, в условиях приоритета количественных показателей над качественными, цель формирования специалистов с «мышлением высокого порядка» становится труднодостижимой.


Об авторе

Е. М. Лбова
Институт философии и права СО РАН
Россия
Лбова Екатерина Михайловна – кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований, Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8


Список литературы

1. Абрамова М. А. Формирование мышления высокого порядка как трансдисциплинарная идея эволюции системы образования // Интеллектуальная культура Беларуси: методологический капитал философии и контуры трансдисциплинарного синтеза знания: сб. статей. Минск: Четыре четверти, 2018. С. 11–14.

2. Рейтинг лучших университетов мира по версии Quacquarelli Symonds. Гуманитарная энциклопедия: Исследования // Центр гуманитарных технологий, 2006–2019. URL: https://gtmarket.ru/ratings/qs-world-university-rankings/info (дата обращения: 06.05.2019).

3. Заякин А., Смагин А. Государство требует от ученых больше научных статей. А получает горы макулатуры за солидные деньги: как это устроено? // Новая газета. 2019. № 45. С. 12–13.

4. Лабарешных Н. Н. К вопросу о методологических подходах к исследованию проблемы становления образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 103–110.

5. Водичев Е. Г, Лисс Л. Ф., Узбекова Ю. И. Высшая школа в условиях системных трансформаций переходных эпох. Статья 2: российская и американская модели // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 8. С. 129–145.

6. Водичев Е. Г, Лисс Л. Ф., Узбекова Ю. И. Высшая школа в условиях системных трансформаций переходных эпох. Статья 1: европейские модели // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 1. С. 96–110.

7. Шубинский В. И. Ломоносов. М.: Молодая гвардия, 2015. 471 с.

8. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5–6 (35). С. 1–14.

9. Кузнецова Н. И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 49–64.

10. Scott Debra Leigh. How higher education in the US was destroyed in 5 basic steps // AlterNet. URL: https://www.alternet.org/2012/10/how-higher-education-us-was-destroyed-5-basic-steps/ (дата обращения: 09.05.2019).

11. World declaration on higher education for the twenty-first century: vision and action // UNESCO. URL: http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm (дата обращения: 14.04.2019).

12. Абрамова М. А., Балганова Е. В. Качество высшего образования как детерминанта общественного развития // Философия образования. 2018. № 77, вып. 4. С. 3–12.

13. Беляев А. А. Модернизация ВШ Англии при правительстве лейбористов (1997–2007) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2008. Т.7, вып. 1. С. 232–238.

14. Osterwalder Konrad. The new dynamics on higher education and research for societal change and development // United Nations University. URL: archive. unu.edu/files/2009/Rector_WCHE-2009.pdf (дата обращения: 14.04.2019).

15. Интервью c Д. Ливановым // Эхо Москвы. URL: https://echo.msk.ru/programs/beseda/1112176-echo/ (дата обращения: 22.05.2019).

16. Аблажей А. М. Идейная подготовка и первые результаты реформы академической науки в России // Сибирский философский журнал. 2017. Т. 15, № 2. С. 68–80.

17. Петров В. В. Университет мирового класса: американская модель в российских условиях // «Третья миссия» университета в современной России: новации и интеллектуальные традиции: сб. статей. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2016. С. 173–180.

18. Кириллова Н. Б. Высшее образование во Франции: смена институциональной парадигмы // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 66–70.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лбова Е.М. Формализм или новая степень свободы: влияние глобализации на российское образование. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2920-2927. https://doi.org/10.15372/PEMW20190304

For citation: Lbova E.M. Formalism or new degree of freedom: the impact of globalization on Russian education. Professional education in the modern world. 2019;9(3):2920-2927. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190304

Просмотров: 385

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)