Формирование когнитивных структур студентов в процессе освоения системы профессиональных знаний


https://doi.org/10.15372/PEMW20190220

Полный текст:




Аннотация

В статье поднят вопрос о необходимости многостороннего изучения механизмов формирования и функционирования у студентов когнитивных структур, обеспечивающих освоение ими материала специальных дисциплин. Подчеркивается важность процессов дифференциации и интеграции информации. Тема рассмотрена на примере освоения социально-психологической информации студентами-психологами. Исследовательский материал получен с применением наиболее распространенного варианта техники репертуарных решеток Дж. Келли, где в качестве области элементов выступает ролевой список, а способом дифференциации элементов – вызывание личностных конструктов (personality constructs) методом триад. Выявленные данные показали, что в процессе обучения и освоения профессиональных знаний когнитивная дифференцированность сначала длительное время увеличивается (происходит заучивание множества новых понятий при слабом представлении об их взаимосвязи), а затем уменьшается уже на завершающем этапе, когда включается вектор интеграции. В работе подчеркивается необходимость учета полученных данных в педагогической практике, выработки педагогической стратегии, когда дифференциация категорий и их интеграция идут, перманентно сменяя друг друга. Сопоставлен ряд приемов структурирования учебного материала с позиций педагогики и когнитивной психологии, в которых диалектически должны быть объединены интегративный и дифференцированный подходы. Доказывается эффективность метода когнитивных графов, обеспечивающего грамотное визуальное представление и научно-обоснованный расчет объема информации, представляемой обучающемуся. Последнее обеспечивается за счет укрупнения единиц предъявляемой информации с помощью специальных механизмов свертки, чем достигается эффект расширения объема кратковременной памяти. Ведь за каждой семантической единицей может стоять как отдельное понятие, так и целая теория, представленная основной своей идеей. Обосновывается преимущество позиции, когда на первых этапах информация должна быть дана в обобщенном виде, представляя целостную картину учебного материала, это необходимо для систематизирования новой информации и повышения скорости ее усвоения.


Об авторах

Н. Н. Нестерович
Институт нефтегазовой геологии и геофизикиСО РАН
Россия

Нестерович Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент отдела аспирантуры 

630090, Новосибирск, проспект Академика Коптюга, 3



Б. В. Федотов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Федотов Борис Васильевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры технологий обучения, педагогики и психологии, Инженерный институт 

630039, Новосибирск, ул. Никитина 147



Список литературы

1. Корчагин Е. А., Сафин Р. С. Компетентностный подход и традиционное представление о высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 47–54.

2. Каюмов О. Р. О границах применимости компетентностного подхода в высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 150–155.

3. Шабанов Г. А. Дорожная карта реализации компетентностного подхода в образовательных программах прикладного бакалавриата // Высшее образование сегодня. 2013. № 7. С. 10–16.

4. Щебельская Э. Г. Образовательные смыслы организационно-педагогических условий формирования компетенций студентов вуза // Человек и образование. 2017. № 1. С. 122–126.

5. Рыбакина Н. А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования // Образование и наука. 2018. № 5. С. 32–55.

6. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.

7. Петрова Р. Г., Петров С. И., Рябова Т. В. Возможности и риски дистанционного образования в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5–2. С. 294–299.

8. Просвиркина И. И. и др. Проблема передачи неявного знания при электронном обучении и возможность замены традиционного обучения электронным обучением // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1–4 (67). С. 63–65.

9. Суханова Н. П., Сапрыгин Б. В. Проблема способа бытия ценностей в науке и важность личностного общения между педагогом и студентом в ходе образовательного процесса // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 69–80.

10. Демченкова С. А. Формирование и развитие общекультурных компетенций бакалавров технического вуза. М.: Перо, 2018. 168 с.

11. Беденко Н. Н., Чегринцова С. В. Контрольно-оценочные функции в учебной деятельности в констексте требований профессиональных и образовательных стандартов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1. С. 4–11.

12. Царев С. А., Царева Р. Ш. К вопросу о педагогических ресурсах ментальной арифметики в подготовке детей к социальному взаимодействию // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 4.

13. Кулакова А. Б., Фомина Ж. В. Применение активных методов обучения в формировании дивергентного мышления обучающихся // Вопросы территориального развития. 2015. № 8 (28). С. 4.

14. Черный Е. В. Образовательная мотивация взрослых // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. Т. 1 (67),№ 1. С. 178–186.

15. Полещук Н. К., Пилосян Н. А., Башлаев О. В. Формирование мотивации учения – основная проблема управления обучением взрослых // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2008. № 1 (15). С. 150–156.

16. Флеров О. В. Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования // Психология и психотехника. 2016. № 3 (90). С. 272–280.

17. Лобашев В. Д., Талых А. А. Моделирование процессов обучения в профессиональном образовании. Часть 1. Особенности процессов передачи и усвоения учебной информации. Петрозаводск, 2016. 75 с.

18. Сергеев С. Ф. Роль механизма редукции в обучении и образовании // Философия образования. 2013. № 1 (46). С. 198–205.

19. Елина Т. А. Интегро-дифференционное формирование содержания технических дисциплин // Проблеми інженерно-педагогічної освіти. 2011. № 30–31. С. 24–31.

20. Головеева Л. Ю. Конструирование учебного материала на основе интегративного подхода // Вестник барнаульского государственного педагогического университета. 2001. № 1. С. 17–24.

21. Стихова А. М. Взаимосвязь интегративного и дифференцированного подходов к организации процесса обучения химии в вузе / Моск. пед. гос. ун-т, Гос. мор. ун-т им. Ф. Ф. Ушакова. Новороссийск: ГМУ, 2012. 212 с.

22. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2007. С. 72.

23. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: СТОЛЕТИЕ, 1997. 480 с.

24. Келли Дж. А. Психология личности. Теория личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000.

25. Похилько В. И. Психодиагностика индивидуального сознания. М.: Изд-во МГУ, 1987.

26. Цветков В. Я. Когнитивный файл как образовательная модель // Перспективы науки и образования. 2016. № 1. С. 12–16.

27. Тазетдинов А. Д. Технология структурирования и визуализации учебной информации в репетиторских системах // Информационно-управляющие системы. 2009. № 1 (38). С. 60–65.

28. Кутарова Е. И. Когнитивный подход к моделированию образовательного процесса // Динамика сложных систем – XXI век. 2016. Т. 10, № 2. С. 58–67.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Нестерович Н.Н., Федотов Б.В. Формирование когнитивных структур студентов в процессе освоения системы профессиональных знаний. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2832-2840. https://doi.org/10.15372/PEMW20190220

For citation: Nesterovich N.N., Fedotov B.V. Students’ cognitive structures when learning professional courses. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2832-2840. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190220

Просмотров: 439

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)