Образовательное пространство кафедры графического цикла в условиях глобальной цифровизации образования


https://doi.org/10.15372/PEMW20190215

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается состояние системы инженерно-графической подготовки в период глобальной цифровизации, раскрывается специфика понятия «цифровизация» применительно к системе образования в целом и применительно к системе инженерно-графической подготовки студентов технического вуза. Подчеркивается, что уровень цифровизации является результатом комплексного влияния глобальных социально-экономических факторов, объективных тенденций развития общества и комплекса специфических условий, сложившихся в среде конкретного учебного заведения. Приводятся следующие признаки вхождения системы образования в цифровое пространство: формируется электронная образовательная среда; вузы страны образуют единое образовательное пространство; развивается и совершенствуется технология разработки электронных средств обучения; создаются и внедряются системы электронного документооборота; население обеспечивается доступом к электронным ресурсам. В статье проводится анализ структуры цифрового информационного образовательного пространства, выделяются несколько его уровней: национальное информационное пространство, пространство региона, вуза, информационное пространство кафедр, персональное информационное пространство. Анализируются два основных контура информационных потоков (внешний и глобальный), охватывающих информационное пространство отдельных подразделений вуза (кафедр, факультетов и пр.). Характеризуются структурные компоненты информационного пространства кафедры: организационно-управленческий, содержательный и учебно-методический. Описывается специфика образовательного пространства графической кафедры и подчеркивается, что формирование актуальной цифровой информационной среды является одним из важнейших условий её эффективного функционирования. Отмечается необходимость проведения целенаправленных мероприятий по формированию цифрового образовательного пространства кафедр графического цикла. Приводятся примеры и результаты деятельности кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения по созданию цифровой информационной инженерно-графической подготовки студентов вуза. Отмечается, что цифровизация инженерно-графической подготовки стимулирует когнитивные аспекты обучения, повышает познавательный интерес и мотивацию у обучающихся, создаёт условия для освоения навыков совместной работы.


Об авторе

А. В. Петухова
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Петухова Анна Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Графика» 

630089, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191



Список литературы

1. Chakravorti B., Chaturvedi R. S. How competitiveness and trust in digital economies vary across the world // Digital planet. 2017. No. 5. https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf (дата обращения 05.11.2018)

2. Сергеев А. Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение / Владимирский гос. ун-т имени Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. 82 с.

3. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы/ утв. Указом правительства российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014 г.

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».

5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» / Утверждена распоряжение правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 16–32-р.

6. Иродов М. И., Коречков Ю. В. Высшее образование в цифровой экономике // Вестник Евразийской науки. 2018. № 1 (10). URL: https://esj.today/PDF/69ECVN118.pdf (дата обращения: 31.10.2018).

7. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. C. 32–35.

8. Дудник Е. Ю., Фролова О. С. Процесс вхождения общества в новую стадию развития – «общество цифровой мобильности» // Инновационные технологии в науке и образовании. Пенза, 2016. С. 113–126.

9. Егина Н. А. Новый этап развития России: от цифровой экономики к информационному обществу // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8–3 (55). С. 45–47.

10. Колосова О. Ю. Человек и общество в новой цифровой реальности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 2. С. 78–81.

11. Комлева Н. В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества // Открытое образование. 2017. № 1 С. 27–33. DOI: 10.21686/1818-4243-2017-1-27-33

12. Майорова Н. В. Отношение населения к проблеме влияния образования и науки на развитие общества // Статистика и Экономика. 2014. № 6. С. 9–14. DOI: 10.21 686/2500-3925-2014-6-9-14

13. Панюкова С. В., Гостин А. М., Авилкина С. В. Управление человеческим капиталом в условиях информационного общества // Статистика и Экономика. 2014. № 1. С. 183–186. DOI: 10.21 686/2500-3925-2014-1-183-186

14. Чинаева Т. И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг // Статистика и Экономика. 2017. № 1. С. 60–68. DOI: 10.21686/2500-39252017-1-60-68

15. Сергеева И. А. Опыт создания и внедрение учебно-методического депозитария по начертательной геометрии и инженерной графике // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18). С. 93–102. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.09

16. Петухова А. В. Мультимедиа курс «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика»: опыт разработки и внедрения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (20). С. 66–79. DOI: 10.15293/2226-3365.1404.06

17. Жидкова Е. В., Щербакова О. В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов в процессе формирования навыков графической подготовки // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 1. С. 897–902. DOI: 10.15 372/PEMW20170121

18. Астахова Т. А. Практическое использование «Moodle» в курсе графических дисциплин // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции (Брест, 20 апреля 2016 г.). Новосибирск: издво НГАСУ, 2016. С. 12–15.

19. Петухова А. В., Холина Л. И. Создание профессионально ориентированной образовательной среды в техническом вузе (на примере инженерно-графической подготовки). Новосибирск: Издво СГУПСа, 2013. 175 с.

20. Болбат О. Б. Использование мультимедиа ресурсов в образовательном процессе // Аллея науки. 2018. Т. 2, № 6 (22). С. 1084–1087.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петухова А.В. Образовательное пространство кафедры графического цикла в условиях глобальной цифровизации образования. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2786-2794. https://doi.org/10.15372/PEMW20190215

For citation: Petukhova A.V. Educational space of chair of graphic arts in the conditions of global digitalization of education. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2786-2794. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190215

Просмотров: 329

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)