Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы


https://doi.org/10.15372/PEMW20190208

Полный текст:




Аннотация

Проблема и цель статьи – исследование перспектив новейших технологий дополненной и виртуальной реальности в сфере инновационного развития образовательных услуг высшей школы. Актуальность проблематики обусловлена стремительным развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в разные области общественной деятельности, в том числе в образовательную сферу в силу объективных причин и субъективных предпочтений новых поколений студентов. Теоретические предположения транслируются в поле практического применения данных технологий. Изучаемые технологии рассматриваются в качестве способа профессиональных коммуникаций «преподаватель – студент». В задачи исследования входит: 1) выявление актуального состояния внедрения технологий смешанной реальности в сферу высшего образования в отечественной и зарубежной практике; 2) определение отношения преподавателей к использованию новейших виртуальных технологий в образовательном процессе; 3) представление практических результатов в исследуемой области. Методология и методика. Для достижения цели исследования применяются индуктивно-дедуктивный метод, а также методики ситуационного анализа. Выводы основаны на принципах детерминизма, результаты экспертного интервью сделаны с применением методик социологических исследований. Результаты. Результатом исследования является констатация успешного внедрения технологий смешанной реальности в сфере высшего профессионального образования, а также выявление позитивного отношения преподавателей Сибирского федерального университета к использованию новейших технологий дополненной и виртуальной реальности в образовательном процессе. В статье представлено описание AR-проекта под названием «СФУ SCIENCE» с применением современных технологий дополненной реальности. Выводы. Технологии дополненной и виртуальной реальности имеют позитивные результаты и дальнейшие перспективы внедрения в образовательный процесс отечественной и зарубежной высшей школы. Данный процесс носит взаимообусловленный характер: с одной стороны, преподаватели готовы к применению новейших технологий для более эффективного обеспечения коммуникации «преподаватель – студент» и уже успешно используют подобные образовательные технологии в своей работе; с другой стороны, студенты с интересом относятся к новинкам в обучении и сами разрабатывают проекты AR и VR-технологий для разных специальностей.


Об авторах

Л. С. Набокова
Сибирский Федеральный Университет
Россия

Набокова Лариса Семеновна – кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и СКД гуманитарного института 

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79/10, ауд. Р5–07,



Ф. Р. Загидуллина
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
Россия

Загидуллина Фарида Рифкатовна – магистрант факультета информационных технологий и управления 

190013, Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 26



Список литературы

1. Herron J. Augmented Reality in Medical Education and Training // Journal of Electronic Resources in Medical Libraries. 2016. Vol. 13, Issue 2. P. 51–55. DOI: 10.1080/15424065.2016.1175987

2. Kelly D., Hoang T.N., Reinoso M., Joukhadar Z., Clements T., Vetere F. Augmented reality learning environment for physiotherapy education // Physical Therapy Reviews. 2018. Vol. 23, Issue 1. P. 21–28. DOI: 10.1080/10833196.2018.1447256

3. Bower M., Howe C., McCredie N., Robinson A., Grover D. Augmented Reality in education – cases, places and potentials // Educational Media International. 2014. Vol. 51, Issue 1. P. 1–15. DOI: 10.1080/09523987.2014.889 400

4. Iqbal J., Sidhu M.S., Wang S. (Reviewing Editor) A review on making things see: Augmented reality for futuristic virtual educator // Cogent Education. 2017. Vol. 4, Issue 1. DOI: 10.1080/2331186X.2017.1287392

5. Elfeky A.I. M., Elbyaly M.Y. H. Developing skills of fashion design by augmented reality technology in higher education // Interactive Learning Environments. 2018. DOI: 10.1080/10494820.2018.1558259

6. Turan Z., Meral E., Sahin I.F. The impact of mobile augmented reality in geography education: achievements, cognitive loads and views of university students // Journal of Geography in Higher Education. 2018. Vol. 42, Issue 3. P. 427–441. DOI: 10.1080/03098265.2018.1455174

7. Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы: сборник научно-методических материалов, тезисов и статей конференции / под общ. ред Д.И. Попова. М.: Изд-во ГПБОУ МГОК, 2016. 386 с.

8. Владыка М.В. Иерархия системы сбалансированных показателей в организационной стратегии университета // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сб. науч. трудов по материалам VII Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: ИД Белгород, 2014. С. 7–11.

9. Анализ рынка виртуальной реальности [Электронный ресурс]. URL: www.vc.ru/fl 837-vr-use (дата обращения 10.03.2018).

10. Программа«ЦифроваяэкономикаРоссийскойФедерации»[Электронныйресурс].URL:www.tadviser.ru/images/a/af/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 10.03.2018).

11. Информационное агентство «cnews» [Электронный ресурс]. URL: www.cnews.ru/news/top/2017-12-20_vlasti_rossii_sobralis_vnedrit_virtualnuyu (дата обращения 10.03.2018)

12. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс]. URL: http://centervuz.ru/ (дата обращения 10.03.2018).

13. Проект «Кибер Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://cyber-russia.ru (дата обращения 10.03.2018).

14. Официальный сайт ТГУ / Панельная дискуссия «Образовательная среда и глобальное образование в цифровую эпоху» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/meetings_rector/panelnayadiskussiya-obrazovatelnaya-sreda-i-globalnoe-obrazovanie-v-tsifrovuyu-epokhu (дата обращения 10.03.2018).

15. Официальный сайт Московского политехнического университета / Образовательная программа (профиль) «Технологии дополненной и виртуальной реальности в печатной продукции» [Электронный ресурс]. URL: http://mospolytech.ru/op/files/op_c81e728d9d4c2f636f067f89cc14 862c_1513434981.pdf (дата обращения 10.03.2018).

16. Официальный сайт ДВФУ/Новости[Электронный ресурс].URL:https://www.dvfu.ru/admission/news/at_the_university_run_a_masters_programme_in_augmented_and_virtual_reality/(датаобращения10.03.2018).

17. Российское историческое общество / Учёные МГУ воссоздали Москву 1830 года в формате VR [Электронный ресурс]. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/uchjonye-mgu-vossozdali-moskvu-1830-goda-vformate-vr.html (дата обращения 10.03.2018).

18. Официальный сайт ЮФУ [Электронный ресурс]. URL: http://sfedu.ru/www2/web/press-center/view/news/54557 (дата обращения 10.03.2018).

19. Факультет космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова / Интеллектуальные технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем [Электронный ресурс]. URL: https:// cosmos.msu.ru/index.php/node/11 (дата обращения 10.03.2018).

20. Российский научный фонд / Наука в формате 360° [Электронный ресурс]. URL: https://www.sprgm.ru/360 (дата обращения 10.03.2018).

21. Руководство «Unity3D» [Электронный ресурс]. URL: docs.unity3d.com/ru/current/Manual/UnityManual (дата обращения 10.03.2018).

22. Возможности «Microsoft Visual Studio 2017 [Электронный ресурс]. URL: docs.microsoft.com/ruru/visualstudio/ide/whats-new-in-visual-studio (дата обращения 10.03.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Набокова Л.С., Загидуллина Ф.Р. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2710-2719. https://doi.org/10.15372/PEMW20190208

For citation: Nabokova L.S., Zagidullina F.R. Outlooks of applying augmented and virtual reality technologies in higher education. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2710-2719. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190208

Просмотров: 1219

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)