Виртуальная реальность: дистанционное образование в информационном обществе
https://doi.org/10.15372/PEMW20190207
Аннотация
В условиях современных социокультурных трансформаций система отечественного высшего образования существенно снизила свою эффективность, что косвенно подтверждается многочисленными международными рейтингами, где отечественные университеты занимают отнюдь не лидирующие позиции. Многочисленные попытки властных структур усилить финансирование отдельных российских университетов в начале XXI века не привели к успеху, а всего лишь отодвинули момент, когда стало очевидно, что используемые подходы не способны обеспечить конкурентоспособность отечественного образования в условиях нарастающей глобализации. В настоящее время в качестве одной из возможных альтернатив развития образования принимается непрерывное высшее образование (Long Life Education), базирующееся на развитии дистанционных (виртуальных) технологий. В работе рассмотрены онтологические особенности дистанционного образования, выделены его положительные и отрицательные характеристики. Обозначено, что современное образование является как процессом, так и результатом усвоения знаний, умений и навыков, приобретаемых в контексте достижений современной науки и практической деятельности людей. Показано, что в современных условиях в результате отсутствия синхронности и баланса между виртуальным и реальным секторами высшего образования может возникнуть десинхронизация онтологии образования. Обосновано, что полный перевод образования в виртуальную плоскость приведет не только к серьезному снижению качества, но и к деструктивным изменениям образования как института, нацеленного на воспроизводство общества. Сделан вывод о том, что в соответствии с трендами мировой экономики в системе отечественного высшего образования может произойти четкое разделение на элитарное наукоемкое высокотехнологичное конкурентоспособное образование и массовое малоценное низкотехнологичное «высшее образование», направленное на поддержание производства дешевой неконкурентоспособной рабочей силы, которая оказывается невостребованной за пределами внутреннего рынка.
Об авторе
В. В. ПетровРоссия
Петров Владимир Валерьевич – кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований ФГБУН Институт философии и Права Сибирского отделения Российской академии наук, доцент кафедры социальной философии и политологии ФГАОУВО Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
30090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Список литературы
1. Петров В. В. Формирование образовательной парадигмы в контексте развития общества // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 3 (14). С. 31–39.
2. Петров В. В. Эволюция концепций развития научных исследований в условиях реформ Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 3. С. 67–74.
3. Аверьянова М. Н., Кирт Н. Л. Анализ российского опыта создания инновационных образовательных структур в вузах // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). С. 3–8.
4. Петров В. В. Инновационное образование в современной России. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2012. 212 с.
5. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 330 с.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
8. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. 128 с.
9. Шахмарова Р. Р. Непрерывное образование – основа развития личности в современном обществе [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/pedagogy/nepreryvnoe-obrazovanieosnova-razvitiya-lichnosti-v-sovremennom-obshhestve/ (дата обращения 05.09. 2017).
10. Константиновский Д. Л. Про погоду и образование // Социологический журнал. 2012. № 4. С. 130–141.
11. Брифинг Ольги Васильевой по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/dep_news/29741/ (дата обращения 16.01.2019).
12. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в современном контексте. М.: Юрайт, 2017. 224 с.
13. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 494–505.
14. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации 21 века. М.: Экономика, 2004.
15. Jaffe A. B., Lerner J., Stern S. Innovation Policy and the Economy // National Bureau of Economic Research. The MIT Press, Cambridge: Massachusetts, 2005.
16. Giarratana M., Torrisi S., Pagano A. The Role of MNCs in the Evolution of the Software Industry in India, Ireland and Israel // From Underdogs to Tigers: The Rise and Growth of the Software Industry in Some Emerging Economies. Oxford: Oxford University Press, 2005.
17. Arora A., Gambardella A. Bridging the Gap. From Underdogs to Tigers: The Rise and Growth of the Software Industry in Some Emerging Economies. Oxford: Oxford University Press, 2005.
18. Nalivayko N. V., Begalinova K. K., Kosenko T. S. Uncertainty Principle in Education as a Sociophilosophical Problem // Contingency in The Education, Art and Sport. Prague, 2017. P. 83–89.
19. Петров В. В., Лукьянова Н. А. Коммуникативная компетентность – ресурс повышения качества инновационного образования // Философия образования. 2010. № 4 (33). С. 87–95.
20. Образование и социализация [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociocity.ru/scitys-312–1.html (дата обращения 10.12.2018).
21. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М., 2009. 132 с.
22. Врагов В. Н., Ильин В. Е., Лисс Л. Ф., Хаславская Л. М. Основные принципы современного университетского образования. Новосибирск, 1994. 57 с.
23. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Издательский дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2011. 237 c.
24. Wissema J. New Look at Innovation Policy: Twelve Recommendations // Economic Planning and Industrial Policy in the Globalizing Economy. Cham: Springer, 2015. P. 269–287.
25. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 17–26.
26. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: АСТ, 2003. 670 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Петров В.В. Виртуальная реальность: дистанционное образование в информационном обществе. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2702-2709. https://doi.org/10.15372/PEMW20190207
For citation: Petrov V.V. Virtual reality: distant learning in information society. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2702-2709. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190207
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.