Конвергентный подход в формировании общекультурной мировоззренческой компетентности педагога гуманитарного профиля
https://doi.org/10.15372/PEMW20190205
Аннотация
В статье показано, что применение общенаучного принципа соответствия позволяет рассматривать реализацию конвергентного подхода в образовательном процессе вуза как средство повышения уровня интеграции, актуальность и необходимость которого утверждается диалогическим взаимодействием естественно-научной и гуманитарной сфер культуры, образующих соответствующие системы научного знания. В современном образовании уже имеется опыт реализации конвергентных идей, такой подход имеет место в культурологической парадигме образования, компетентностной модели, реализуемой в настоящее время в системе высшего образования. Идея конвергенции, реализуемая посредством конвергентного подхода, коррелирует с фундаментальной целью современного образования по формированию целостного мировосприятия и научного мировоззрения будущего специалиста и гармонично вписывается в компетентностную матрицу современного образовательного процесса. В содержание ФГОС ВО включены не только предметные, но и общекультурные компетенции. К общекультурным компетенциям вместе с вопросами освоения общечеловеческой и национальной культуры относится опыт постижения научной картины мира. В ходе теоретического этапа исследования были разработаны в логике конвергентного подхода содержательные и технологические условия реализации дисциплинарного образовательного процесса. Вследствие реализации разработанных методических условий удалось обеспечить повышение уровня развития когнитивного, деятельностного и личностного компонентов общекультурных мировоззренческих компетенций обучающихся, что доказывает результативность этого образовательного процесса. Вместе с этим показателем результативности образовательного процесса с позиций его соответствия стандартам педагогического взаимодействия, учебной деятельности и педагогического воздействия является рост положительных проявлений со стороны студентов в образовательном взаимодействии. Показателями удовлетворенности субъектов образовательного процесса являются их положительные отзывы и мнения.
Об авторах
Р. Н. АфонинаРоссия
Афонина Раиса Николаевна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры философии и культурологии
г. Барнаул, ул. Молодежная, 55
Т. С. Малолеткина
Россия
Малолеткина Татьяна Степановна – кандидат химических наук, доцент кафедры фармации
г. Барнаул, пр. Ленина, 40
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (дата обращения: 10.09.2018).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 11.09.2018).
3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РПУ, 2000. 351 с.
4. Видт И. Е. Культурологические основы образования. Тюмень: ТГУ, 2002. 164 с.
5. Зимняя И.A. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–44.
6. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/ (дата обращения: 11.09.2018).
7. Резник Н. И., Берестнева О. Г., Алексеева Л. Ф., Шевелев Г. Е. Вопросы образования: Инвариантный подход. Компетентностный подход. Томск: ТПУ, 2009. 470 с.
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ, 2005. 392 с.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
10. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (дата обращения: 12.09.2018).
11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 11.09.2018).
12. Ковальчук М. В. От синтеза в науке – к конвергенции в образовании // Образовательная политика. 2010. № 11–12. С. 16–21.
13. ФГОС ВО 44.03.01. Педагогическое образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_40.03.01.pdf (дата обращения: 10.08.2018).
14. ФГОС ВО 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_40.03.01.pdf (дата обращения: 14.08.2018).
15. Afonina R. The problem statement of projecting of pedagogical system of the science education in the liberal arts university // Innovations in education / ed. by I. Kaufer. Vienna, 2015. P. 110–137.
16. Афонина Р. Н. Построение гуманитарно-ориентированной среды естественно-научного образования в логике конвергентного подхода // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 160–161.
17. Афонина Р.Н. Использование мультимедийных средств обучения как необходимое условие формирования учебно-творческой деятельности студентов // Информатика и образование. 2009. № 1. С. 103–105.
18. Зимняя И.A. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–44.
19. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives: The classifi of educational goals. New York: Longma, 1956. Р. 201–207.
20. Тульчинский Г. Л. Смысл и гуманитарное знание // Проблема смысла в науках о человеке. М.: Смысл, 2005. С. 7–26.
21. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен // Человек и образование. 2006. № 8. С. 44–49.
22. Позизейко Г. В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2002. 220 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Афонина Р.Н., Малолеткина Т.С. Конвергентный подход в формировании общекультурной мировоззренческой компетентности педагога гуманитарного профиля. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2683-2692. https://doi.org/10.15372/PEMW20190205
For citation: Afonina R.N., Maloletkina T.S. Convergent approach in the formation of the general cultural world-view competence of the teacher of the humanitarian profile. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2683-2692. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190205
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.