Учитель, ученик и администратор в образовательном процессе: усиление архетипа иерархии
https://doi.org/10.15372/PEMW20190202
Аннотация
Авторы статьи предприняли попытку рассмотреть последствия усиления роли администратора в современном образовательном процессе с позиций концепции архетипов коллективного бессознательного, позволяющей выявить бессознательные программы, на которые наслаивается культурно-символический опыт сознания. Произведён анализ взаимоотношений архетипических фигур ученика, учителя и администратора. Во взаимодействии учителя и ученика наблюдается динамичное относительно равновесное влияние архетипов корпоративности и иерархии. С одной стороны, оба равны в своём противостоянии миру и идентификации с одной и той же Мы-Самостью. С другой стороны, учитель заведомо имеет более высокий статус, наделяющий его даже определённой властью по отношению к ученику. Об учителе в определённом смысле можно говорить как о «проводнике» на территорию неявного знания, как о том, кто «запускает» в ученике программы коллективного бессознательного, в которых на архетипическом уровне закреплён опыт предыдущих поколений. Передача ученику закреплённого культурного кода, позволяющего достигать с другими членами сообщества необходимого уровня согласованности, является основной задачей, поставленной перед системой образования. Показано усиление в Новое время роли государства в образовательном процессе, привнёсшего фигуру администратора, что существенно усилило архетип иерархии. Это привело к таким следствиям: уменьшение самостоятельности социального института образования; искажение мотивов участников образовательного процесса с переориентировкой на формальные показатели, заданные внешней средой; формализация межличностных взаимоотношений участников образовательного процесса; снижение чувства единения и сопричастности, формируемого архетипом корпоративности; усиление конкуренции между образовательными организациями; появление и расцвет различных форм дистанционного образования.
Об авторах
Ю. В. ГрицковРоссия
Грицков Юрий Викторович – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии
660032 Красноярск, ул. Белинского 1, 312
Д. В. Львов
Россия
Львов Денис Владимирович – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии
660001 Красноярск, ул. Ладо Кецховели 69, 87
Список литературы
1. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
2. Лебедев С. А. Неявное знание // Философия науки: словарь основных терминов [Электронный ресурс]. URL: https://philosophy_of_science.academic.ru/249/НЕЯВНОЕ_ЗНАНИЕ (дата обращения: 17.01.2018).
3. Губанова Е. О. Неявное знание: сущность и виды // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 253–256.
4. Юнг К. Г. Индивидуация // Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-центр, 2010. 352 с.
5. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Академический проект, 2007. 272 с.
6. Университет в Российской империи XVIII – первой половины XIX века / под общ. ред. А. Ю. Андреева, С. И. Посохова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 671 с.
7. Бурдьё П., Пассрон Ж. К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
8. Валентинова О. И. Бюрократизация общества – бюрократизация языка // Русская речь. 2010. № 6. С. 63–65.
9. Артамонова Е. В. Контрольно-оценочный компонент в условиях реформирования отечественного профессионального образования: проблемы и перспективы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 2 (29). С. 9–13.
10. Голоснов О. А., Попова С. Л. Перспективы развития человеческого капитала на пути к обществу знания в России // Дискуссия. 2017. № 6 (80). С. 101–110.
11. Высоцкая А. В. ЕГЭ: результаты, качество образования и региональные отличия (аналитический обзор публикаций в e-library.ru) // Universum: общественные науки. 2017. № 8 (38). С. 14–17.
12. Николаенко Г. А., Федорова А. А. Российские университеты в мировых рейтингах: успехи, провалы, перспективы // Социология науки и технологий. 2017. № 1. С. 96–112.
13. Юдина А. С., Павлова И. А. Международные рейтинги и конкурентоспособность университетов // Вестник науки Сибири. 2017. № 1 (24). С. 1–24.
14. Пацукевич О. В. В поисках университета мирового класса (из истории возникновения Шанхайского рейтинга) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 2. С. 152–155.
15. Мацибора М. Г. Из истории становления заочного образования в России // Вестник Костромского государственного университета. 2007. № 3. С. 41–45.
16. Мацибора М. Г. Становление заочного образования взрослых в России // Человек и образование. 2008. № 3. С. 79–82.
17. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 105–108.
18. Травкин И. Ю. Неформальное образование в Интернет: от сетевых сообществ к массовым открытым онлайн-курсам // Образовательные технологии и общество. 2015. № 2. С. 441–471.
19. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. 640 с.
20. Morozov O. Wilhelm von Humboldt and Berlin University: A New Look at the Origin of the Humboldt Myth? WorkingPapers: Humanities. WPBRP 134/HUM/2016 [Электронный ресурс]. URL: https:// wp.hse.ru/data/2016/10/20/1108079812/134HUM2016.pdf (дата обращения: 19.01.2018).
21. Бабинцев В. П., Римский В. П. Бюрократизация вуза как антиинтеллектуальный процесс // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 4. С. 5–17.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Грицков Ю.В., Львов Д.В. Учитель, ученик и администратор в образовательном процессе: усиление архетипа иерархии. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2654-2662. https://doi.org/10.15372/PEMW20190202
For citation: Gritskov, I.V., Lvov D.V. Teacher, Student and administrator in educational process: strengthening the archetype of hierarchy. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2654-2662. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190202
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.