Проблемы реализации «третьей миссии» в условиях трансформирующейся роли университетов




Аннотация

Исследование посвящено вопросу реализации «третьей миссии» университетов, актуальность которой обусловлена расширением традиционных функций, задач и зон ответственности сферы образования. Авторы рассматривают эту проблему через призму глобальных вызовов, стоящих перед системой высшего образования в России, которые придают университетам новые смыслы и ориентиры деятельности. Проанализировав основные научные подходы к определению сущности, характеристик и направлений реализации «третьей миссии», авторы определяют положительные эффекты данной деятельности для университетов и регионального социума. Выделяются основные проблемы, препятствующие внедрению элементов «третьей миссии» в практическую работу образовательных организаций высшего образования, предлагаются пути их решения.  Делаются выводы о необходимости выработки университетами стратегий своего развития с учетом глобальных трансформационных процессов, изменяющихся потребностей общества, особенностей взаимодействия с территориальными органами власти, местным сообществом и другими региональными стейкхолдерами.


Об авторах

Елена Владимировна Кудряшова
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
доктор философских наук, профессор, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова


Сергей Эдуардович Сорокин
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Кандидат политических наук, доцент, проректор по социальным вопросам и воспитательной работе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова


Список литературы

1. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация...Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016.- № 3, - С. 73-82;

2. Мягков Г.П., Бухараев В.М. Трансформация классического университета в условиях «текучей современности» // Классический университет: история и современность: материалы Всеросс. с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию Удмуртского гос. ун-та; Ижевск, 3-4 февраля 2016 г. / отв. ред. и сост. В.В. Пузанов, Д.В. Репников.- Ижевск: Издат. центр «Удмуртский университет», 2016.- С. 56-61

3. Хагуров Т.А. Выше образование: между служением и услугой // Высшее образование в России- № 4, 2011.- С. 47-57

4. Николаева Е.М., Щелкунов М.Д., Ившина О.Я. Феноменология потребительства. Личностное и институциональное измерения. - Казань: Изд-во Казанский ун-т, 2014.- 160 с.

5. Виссема Иохан Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. - М.: Сбербанк, 2016. - 422 с.

6. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузакина Е.А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и И. Уисема // Высшее образование в России. 2016. -№ 9, - С. 40-47

7. Гафуров И.Р., Васильев В.Л., Кашбиева Р.Р. Инновационные кластеры и социально-экономическое развитие регионов: анализ методических подходов. - М.: «Анкил», 2012.- 292 с.

8. Marko Marhl, Atilla Pausist (2011) Third Mission Indicators for New Ranking Metodologies // Evaluation in Higher Education 5:1, - pp. 43–64

9. Бугаенко О.Д., Кудряшова Е.В. Третья миссия университетов и их роль в развитии регионов// Федеральный университет как центр инновационной, технологической и социальной трансформации регионов Российской Федерации: круглый стол (Белгород, 13-14 декабря 2017 г.)/ под общ. Ред. Ю.В.Кудряшова; Сев.(Арктич) федер. Ун-т. – Архангельск: САФУ, 2017. с.5

10. Университет в руинах [Текст] / пер. с англ. А. М. Корбута Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.— 304 с.

11. Медушевский Н. А Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе/Н. А. Медушевский, О. В. Перфильева // Вестник РГГУ. Серия "Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение", № 3, 2016. -С.19-31

12. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика.– № 1, 2018.– С. 5-17

13. Щелкунов М.Д., Николаева Е.М., Фурсова В.В. На пути к международному признанию: Казанский федеральный университет как субъект глобального пространства высшего образования. Казань: Изд-во Казан. ун-та, - 2016.140 с.

14. E3M-Project. (2012). Green Paper «Fostering and Measuring Third Mission in Higher Education Institutions». - [Электронный ресурс] URL: http://www.e3mproject.eu docs/ Green%20paper-p.pdf (дата обращения 05.06.2018)

15. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. - № 1, 2007.- С. 49-62

16. Montesinos P., Carot J-M., Mora F. (2008). Third Mission ranking for world class universities: Beyond teaching and research // Higher Education in Europe. Vol. 33 (2–3), - pp. 195–199

17. Jongbloed B. (2008). Seven Indicators for mapping university-regional interactions. ENID-PRIME Indicators Conference in Oslo. - 123 p.

18. Dan M.-C. (2012). The Third Mission of Universities in the Development Strategy of Vienna City. – Informatica. Economica. Vol. 16. No 4,- P. 49-56

19. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции. – Вестник международных организаций. № 1(32), 2011.- C. 133-144.

20. Барнетт Р. Осмысление университета //Образование в современной культуре. Альманах 1. Мн.: Пропилеи. 2001.– 128 с.

21. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. – 2015– № 6, – с. 67–72

22. Clark B. (1998). Creating Entrepreneurial Universities: Organization Pathways of Transformation. -Guildford, UK: Pergamon, - 163 р.

23. Чекмарев В., Наумов А. Университет как системообразующий фактор развития региона: методология управленческой деятельности // Alma mater. 2003.– № 5, – С. 33–39

24. Etzkowitz H. Leydensdorff L. (1997) Introduction: Universities in the Global Knowledge economy // Etzkowitz H., Leydensdorff L. (Eds.) Universities and the global knowledge economy: A triple helix of university-industry-government relations. London, 1997. -P. 1–8

25. Балмасова Т. А. Третья миссия университета в условиях модернизации российского образования// Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015. С.36-41


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Проблемы реализации «третьей миссии» в условиях трансформирующейся роли университетов. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3).

For citation: ., . . Professional education in the modern world. 2019;9(3).

Просмотров: 292

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)