Преемственность содержания учебных программ по естественнонаучным дисциплинам
https://doi.org/10.15372/PEMW20180414
Аннотация
В статье рассмотрена проблема соблюдения преемственности образовательных учебных программ общего среднего, высшего и послевузовского образования по естественнонаучным направлениям на основе обновленной программы образования. В настоящее время в Республике Казахстан происходит модернизация системы образования, обновление содержания общего среднего образования. В связи с этим разработаны новые государственные общеобязательные стандарты школьного образования, базовые учебные планы, учебные программы. Но эти изменения не были в полной мере учтены в учебных образовательных программах высшего и послевузовского образования. Отсутствие преемственности в содержаниях учебных образовательных программ общего среднего образования и образовательных программ высшего и послевузовского образования по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров создает проблемы, влияющие на качество системы образования в целом. Необходимость обеспечения преемственности законодательно закреплена в нормативных правовых документах в области образования Республики Казахстан. Базовые общеобразовательные и профессиональные учебные программы разрабатываются в соответствии с требованиями ГООС, а действующие общеобразовательные и профессиональные учебные программы разрабатываются на основе соответствующих базовых учебных программ. В статье обосновывается необходимость пересмотра образовательных учебных программ по подготовке будущих педагогов с учетом обновленного содержания школьного образования в РК. Кроме того, на примере типовой учебной программы курса «Физика» рассмотрены вопросы обеспечения преемственности и целостности образовательных программ на основе соблюдения принципов последовательности обучения на разных уровнях образования. В настоящее время необходимо формирование национальной системы учительского и преподавательского состава на основе пересмотра программ подготовки студентов педагогических вузов – будущих учителей общеобразовательных организаций с соблюдением новых требований.
Об авторах
Ш. М. ШуиншинаКазахстан
Шуиншина Шолпан Мырзакасымовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией естественно-математического образования Института среднего образования НАО им. Ы. Алтынсарина
г. Астана
Е. А. Альпеисов
Казахстан
Альпеисов Есенбай Ашималиевич – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Национальной академии образования им. И. Алтынсарина им. Ы. Алтынсарина
г. Астана
К. К. Бурунбетова
Казахстан
Бурунбетова Карлыгаш Кабдрахмановна – кандидат биологических наук, старщий менеджер
г. Усть-Каменогорск
А. А. Жакупов
Казахстан
Жакупов Алтынбек Аманжолович – PhD доктор по географии, ведущий научный сотрудник лаборатории естественно-математического образования Института среднего образования
г. Астана
Список литературы
1. Близниченко А. В. Реализация преемственности обучения на этапах преподавания физики в общеобразовательномучебномзаведении[Электронныйресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/fizika/ (дата обращения: 19.08.2018).
2. Abylkassymova A. E., Tuyakov E.A. On modernization of the System of Continuous Pedagogical Education in the Republic of Kazakhstan in Modern conditions // PONTE International Journal of Sciences and Research. – Florence, Italy. Vol. 74, No. 1/SI | Jan 2018. DOI: 10.21506/j.ponte.2018.1.28 (Scopus).
3. Базылева Н. В. Преемственность общего среднего и высшего образования на этапе школа – вуз: сборник статей ІІ Международной научно-практической конференции. 22–23 февраля 2018 г. Минск: БНТУ, 2018.
4. Батаршев А. В. Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: дис…. д-ра пед. наук. СПб, 1992. 362 с.
5. Годник С. М. Преемственность школьного и вузовского образования в России (на основе стандартов) [Электронный ресурс]. URL: http://school-vuz.narod.ru/Str22.htm (дата обращения: 19.08.2018).
6. Овчаренко Е. Н. Преемственность обучения в системе среднего общего и высшего профессионального образования на основе инновационных дидактических технологий: дис…. канд. пед. наук. Краснодар, 2011. 252 с.
7. Окулова Л. П. Согласованность образовательных программ как условие преемственности образовательных стандартов в системе «школа – вуз» [Электронный ресурс]: автореф дис…. канд. пед. наук. Ижевск, 2006. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/soglasovannost-obrazovatelnyhprogramm-kak-uslovie-preemstvennosti.html (дата обращения: 19.08.2018).
8. Рягин С. Н. Преемственность среднего общего и высшего профессионального образования в условиях их системных изменений: дис…. д-ра пед. наук. М., 2011. 409 с.
9. Пашкевич Г. Н. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях: автореф дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 20 с.
10. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/
11. Педагогический словарь: в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. М.: Акад. пед. наук, 1960. Т. 2. 766 с.
12. Сманцер А. П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-realizatsii-preemstvennosti-v-obuchenii-shkolnikov-i-studentov#ixzz (дата обращения: 19.08.2018).
13. Закон Республики Казахстан «Об образовании», 2007 г.
14. Типовая учебная программа по учебному предмету «Физика» для 7–9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию. Приказ МОН РК от «25» октября 2017 года № 545.
15. «Результаты Казахстана в TIMSS-2015». Национальный отчет. – Астана: АО «Информационно-аналитический центр», 2017–220 стр.
16. Қазақбаева Д. М. Мектепте жаратылыс-ғылыми білім беруді дамытудың теориясы мен практикасы: пед. ғыл. док. дис. Алматы, 2010. 315 с.
17. Обновление содержания среднего образования на основе опыта Назарбаев Интеллектуальных школ: методическое пособие. Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. 43 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Шуиншина Ш.М., Альпеисов Е.А., Бурунбетова К.К., Жакупов А.А. Преемственность содержания учебных программ по естественнонаучным дисциплинам. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2265-2275. https://doi.org/10.15372/PEMW20180414
For citation: Shuinshina S.M., Alpeisov Е.A., Burunbetova K.K., Zhakupov A.A. Continuity of the curricula contenet when studying the natural science courses. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2265-2275. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180414
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.