К проблеме моделей инклюзивного образования


https://doi.org/10.15372/PEMW20180317

Полный текст:




Аннотация

Цели статьи – осмысление возможностей и функций инклюзивного образования, сравнительный анализ инклюзивной и эксклюзивной (специальной) моделей образования, выделение различных эффектов и практик инклюзивного образования. Данная проблема, несмотря на ее значительную изученность, продолжает оставаться теоретически и практически значимой и актуальной: создается все больше вариантов (практик) инклюзивного и эксклюзивного образования, изучаются их эффекты, сопоставляются положительные (функциональные) и отрицаемые (дисфункциональные) стороны инклюзивного и специального образования. Исследователями отмечается, что выгоды инклюзивного образования значимо выше, чем возможные потери. Специальное образование, как и дополнительное, альтернативное образование, может и должно играть роль дополняющего режима (стороны) инклюзивного или общего образования. При этом важно достичь того, чтобы образование было вариативным, ориентирующимся на особенности развития детей (с ОВЗ и без ОВЗ), а не только на внешние нормы и нормативы   (критерии).


Об авторах

М. Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Югорский государственный университет
Россия

Арпентьева Мариам Равильевна – член-корреспондент РАЕ, доктор психологических наук, доцент, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии развития и образования, Калужский ГУ им. К.Э. Циолковского; ведущий научный сотрудник кафедры теории и методики физической культуры, Югорский ГУ.

248023, Калуга, ул. Степана Разина, д. 22/48



Е. А. Богомолова
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия

Богомолова Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования.

248023, Калуга, ул. Степана Разина, д. 26



М. А. Спиженкова
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Россия

Спиженкова Мария Антониновна – кандидат философских наук, доцент кафедры психологии общей и юридической психологии.

248 023, Калуга, ул. Степана Разина, д. 26



Список литературы

1. Арпентьева М. Р., Богомолова Е. А. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: монография в форме эссе // Профессиональная библиотека работника социальной службы. 2016. № 12.

2. Ибрашим Л., Панаитова С. Первые шаги на пути к инклюзии. Комрат: Агентство Междунар. развития США (USAID), Консолидация гражданского общества в Молдове (MCSSP), 2011. 116 с.

3. Назаренко М. А., Дзюба С. Ф., Духнина Л. С., Никонов Э. Инклюзивное образование и организация учебного процесса в вузах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С. 184–186.

4. Ореховская Н. А. Инклюзия путь к толерантности и равным возможностям // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4 (24). С. 38–41.

5. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздей-ствию. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 1999. 192 с.

6. Спиженкова М. А. Особенности отношения педагогов дошкольного образования к инклюзии // Социально-психологическое сопровождение инклюзивного образования: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015.

7. Финзен А. Психоз и Стигма. М.: Алетейя, 2001. 216 с.

8. Шеманов А. Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74–82.

9. Banerji M., Dailey R. A Study of the effects of an inclusion model on students with specific learning disabilities // Journal of Learning Disabilities, 1995. Vol. 28 (8). P. 511–522.

10. Bennett T., Deluca D., Bruns D. Putting inclusion into practice: perspectives of teachers and parents // Exceptional Children. 1997. Vol. 64. P. 115–131.

11. Boer de S. R. Successful inclusion for students with autism: creating a complete, effective ASD inclusion program. San Francisco: Jossey-Bass. 2009. Р. 38–42.

12. Bowe Fr. Making Inclusion Work. New York: Pearson, 2004; Merrill Education/Prentice Hall. 2005, 658 p.

13. Case-Smith J., Holland T. Making decisions about service delivery in early child-hood programs // Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 2009. № 40. P. 416–423. DOI: 10.1044/0161–1461(2009/08-0023)

14. Cross T. B., Bazron B., Dennis K. W. Towards Culturally Competent System of Care. Washington, DC: Georgetown University Child Development Center, 1989. 320 p.

15. Daniels H. Exclusion from school and its consequences // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 38–50.

16. Feldman R. S. Understanding Psychology. New York: McGraw-Hill Education 2014. 784 р.

17. Forest M., Pearpoint J. MAPS: Action planning // J. Pearpoint, M. Forest, J. Snow. The Inclusion Papers: Strategies to Make Inclusion Work. Toronto, Canada: The Inclusion Press, 1992. P. 52–56.

18. Giangreco M. F., Cloninger C. J., Iverson V. S. Choosing outcomes and accommodations for Children (COACH): A guide to educational planning for students with disabilities. Baltimore: Paul H Brookes Publishing Co, 1998. 400 p.

19. Gillies R. M. The effects of cooperative learning on junior high school students dur-ing small group learning // Learning and Instruction there are inclusion units and other rooms in some schools which focus on these aspects, 2004. Vol. 14 (2). P. 197–213.

20. Harry B. Cultural Diversity, Families and the Special Education System. New York, NY: Teachers College Press, 1992. 296 p.

21. Hastings R. P., Oakford S. Retrieved Student teachers» attitudes toward the inclusion of children with special needs // Educational Psychology. 2003. № 23. P. 87–95.

22. Flanagan D. P., Alfonso V. C. Essentials of Specific Learning Disability Identification. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2011. 432 p.

23. Johnsen B. H. A Curricular Approach to Inclusive Education. Some Thoughts con-cerning Practice Innovation and Research // Theory and Methodology in International Comparative Classroom Studies. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2014. S. 133–181.

24. Jorgensen C., Tashie C. Turning points: The story of high school inclusion in New Hampshire. // J. Nisbet & D. Hagner. Part of the Community. Baltimore, MD: Paul H. Brookes, 2000. P. 131–176.

25. Jorgensen C., Schuh M., Nisbet J. The inclusion facilitator»s guide. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co, 2005. 272 p.

26. Kauffman J. M., Hallahan D. P. The Illusion of Full Inclusion: A Comprehensive Critique of a Current Special Education Bandwagon. Austin, Texas: PRO-ED, Inc., 2005. 449 p.

27. Kavale K. A. Mainstreaming to full inclusion: From orthogenesis to pathogenesis of an idea // International Journal of Disability, Development, and Education. 2002. № 49. P. 201–214.

28. Ladson-Billings B. Reading between the lines and beyond the pages: A culturally relevant approach to literacy teaching // Theory Into Practice. 1992. Vol. 31 (4). P. 312–320.

29. Marston D. A comparison of inclusion only, pull-out only, andcombined service models for students with mild disabilities // The Journal of Special Education. 1996. Vol. 30, no. 2. Р. 121–132.

30. McCurdy E. E., Cole C. L. Use of a peer support intervention for promoting academ-ic engagement of students with autism in general education settings // Journal of autism and devel-opmental disorders. 2014. Vol. 44 (4). P. 883–893. DOI: 10.1007/s10803-013-1941-5. PMID24146130.

31. O’Brien J., O’Brien L. C. Inclusion as a force for school renewal // Inclusion: A Guide for Educators / eds. by S. Stainback & W. Stainback. Baltimore, MD: Paul H. Brookes Pub-lishing Co, 1996. 400 p.

32. Stainback W., Stainback S. Controversial Issues Confronting Special Education. — New York: Allyn & Bacon. 1995. 384 p.

33. Strully J., Strully C. Friendships as an educational goal: What we have learned and where we are headed. / Inclusion: A guide for educators / W. Stainback & S. Stainback (Eds.). Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co. 1996. 400 p.

34. Trainer M. Differences in common: Straight talk on mental retardation, Down Syndrome, and life. Rockville, MD: Woodbine house. 1991. 231 p.

35. Sale P., Carey D. The Sociometric status of students with disabilities in a full-inclusion school // Exceptional Children, 1995. Vol. 62. P. 6–19.

36. Praisner C. L. Attitudes of elementary school principals toward the inclusion of students with disabilities // Exceptional Children. 2003. № 69. Р. 135–145.

37. Rimmerman A. Social Inclusion of People with Disabilities. National and International Perspectives. Cambridge, Cambridge University, 2014. 182 p.

38. Sailor W., Gee K., Karasoff P. Full inclusion and school restructuring // Instruction of students with severe disabilities / M. E. Snell (Ed.). New York: Charles Merril, 1993. P. 1–30.

39. UNESCO Policy Guidelines on Inclusion in Education. UNESCO: Paris. 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0017/001778/177849e.pdf (дата обращения 20.10.2017).

40. Wilkinson R., Pickett K. The Spirit Level- Why Equity is Better for Everyone. England, London: Penguin Books, 2010. 240 p.

41. Ormiston M. Creating a Digital-Rich Classroom: Teaching & Learning in a Web 2.0 World. Solution Tree Press. 2011. P. 2–3.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арпентьева М.Р., Богомолова Е.А., Спиженкова М.А. К проблеме моделей инклюзивного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):2090-2097. https://doi.org/10.15372/PEMW20180317

For citation: Arpentieva M.R., Bogomolova E.A., Spizhenkova M.A. Revisiting the problem inclusive education mode. Professional education in the modern world. 2018;8(3):2090-2097. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180317

Просмотров: 435

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)