Формирование образовательного запроса в условиях капитализации знаний


https://doi.org/10.15372/PEMW20180303

Полный текст:




Аннотация

В условиях информационного общества знание как информация, будучи в классическом варианте гносеологической категорией, получив форму товара, приобрело новые социальные возможности и активно включилось на стоимостных основаниях во все сферы социокультурных отношений. Под воздействием этих факторов университет не просто трансформирует собственную идею и сущность, но и теряет свое назначение, адаптируясь под обстоятельства и становясь субъектом рыночных отношений. В статье показано, что в условиях капитализации знаний студент ожидаемо стремится сформировать собственную образовательную траекторию, которая позволит ему успешно «монетизировать» полученные знания, умения и навыки на рынке труда после окончания университета. Обозначено, что недовольство образовательной политикой, проводимой государством в отношении университета, может порождать ответную реакцию и побуждать к действию часть активного студенческого состава. Сделан вывод о том, что если при развитии демократической системы управления в университете окажется возможным определить предельно допустимые границы влияния студенческого сообщества на динамику университета, то, с одной стороны, появится возможность избежать радикальных форм проявления недовольства в виде студенческих волнений, а с другой – университет сможет сохранить основные организационные принципы своего развития, направленные, в первую очередь, не на подготовку узкоспециализированных выпускников для общества потребления, а на формирование   гражданина.


Об авторе

В. В. Петров
Институт философии и права СОРАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия

Петров Владимир Валерьевич – кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований, ИФП СО РАН; доцент кафедры социальной философии и политологии ННИГУ.

630 090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1



Список литературы

1. Петрова И., Зыкова С. Н., Ершова И. А., Бут О. А., Стаховская Ю. М. Корпоративная культура современного университета: роль в формировании профессиональной и личностной идентичности выпускника. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2017.

2. Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/library/book042.pdf (дата обращения: 25.02.2012).

3. Врагов В. Н., Ильин В. Е., Лисс Л. Ф., Хаславская Л. М. Основные принципы современного университетского образования. Новосибирск, 1994.

4. Ицковиц Тройная спираль. Университеты предприятия государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.

5. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М., 2009.

6. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.

7. Барнетт Р. Осмысление университета // Образование в современной культуре. Минск: Пропилеи, 2001. № 1.

8. Ридингс Б. Университет в руинах. Минск: БГУ, 2009. 248 с.

9. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы образования // Alma mater. 1994. № 4. С. 9–17.

10. Виссема Й. Университет третьего поколения. М., Олимп-Бизнес, 2016. 480 с.

11. Wissema J. New Look at Innovation Policy: Twelve Recommendations // Economic Plan-ning and Industrial Policy in the Globalizing Economy. Cham: Springer, 2015. P. 269–287.

12. Иглтон Т. Медленная смерть университета [Электронный ресурс]. URL: https://scepsis.net/library/id_3672.html (дата обращения 15.03.2018).

13. Nalivayko N. V., Begalinova K. K., Kosenko T. S. Uncertainty Principle in Education as a Socio-philosophical Problem // Contingency in The Education, Art and Sport. Prague, 2017. P. 83–89.

14. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 17–26.

15. Самылина И. А. Современный университет: преобразование в организацию [Электронный ресурс]. URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2015_2/Samylina_2015_2.pdf (дата обращения: 23.04.2018).

16. Хархордин О. В. 50 грамм честности [Электронный ресурс]. URL: http://www.cogita.ru/analitka/mneniya-ikommentarii/50-gramm-chestnosti, (дата обращения: 23.11.2013).

17. GLOBAL: How to create a world-class university [Электронный ресурс]. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20111007185423473, (дата обращения: 29.12.2017).

18. Диев В. С. Управление. Философия. Общество // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 35–41.

19. Пенская Е. Н. История студенческих протестов 1968 в Европе [Электронный ре-сурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-studencheskih-protestov-1968-g-v-evrope-hronika-sobytiy (дата обращения: 28.03.2018).

20. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01c5f2fc88579f33e24aabc5 (дата обращения: 15.03.2018).

21. Казин А. Л. Метафизика русского радикализма [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavnye.ru/analitika/2006/05/18/metafizika_russkogo_radikalizma/ (дата обращения: 15.03.2018).

22. Петров В. В. Организационная культура подготовки научных кадров: свобода выбора в системе отбора // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1401 1409. DOI: 10.15372/PEMW20170409

23. Петров В. В. Организационная культура производства фундаментального знания в условиях системных трансформаций: российская специфика // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. Т. 11, вып. 2. 2016. С. 65–71.

24. Петров В. В. Реиндустриализация в обществе риска: миссия университета // Философия образования. 2015. № 3 (60). С. 32–40. DOI: 10.15 372/PHE20150 304


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петров В.В. Формирование образовательного запроса в условиях капитализации знаний. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):1981-1989. https://doi.org/10.15372/PEMW20180303

For citation: Petrov V.V. Educational request formation in the knowledge capitalization conditions. Professional education in the modern world. 2018;8(3):1981-1989. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180303

Просмотров: 360

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)