ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170418

Полный текст:




Аннотация

В статье актуализированы социально-педагогические проблемы современной России, связанные с категорией детей и юношества. Отмечено, что при динамичном изменении социально-экономического контекста жизни общества и государства возникает социальная напряженность, связанная с проявлением новых вызовов общества, на которые необходимо отвечать своевременно, оптимально и оперативно. Это должны делать специалисты, обладающие определенными профессионально-личностными качествами. В связи с этим в статье в статье идет речь о потребности в педагогах разных направлений и профилей подготовки со сформированным профессионально-личностным качеством профессиональной мобильностью. Кроме того, дано определение и названы критерии профессиональной мобильности: авторы определяют профессиональную мобильность как профессионально-личностное качество, интегрально объединяющее личностные (ценностно-смысловые) и профессиональные (компетентные) качества. Отмечено, что в ценностно-смысловом аспекте у студентов формируется понимание социальной значимости для общества и государства выбранной ими профессии социального педагога. В компетентностном аспекте у студента формируются и динамично развиваются общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, которые позволяют результативно решать социально-педагогические проблемы людей разных возрастной и социальной категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию и обратившихся за помощью в социальную организацию различной ведомственной подчиненности. Определены условия формирования у студентов педагогических специальностей профессиональной мобильности в условиях производственной практики. Отмечено, что меняется концепция организации практики, которая определена как профессионально-мобильная. Перечислены основные методологические подходы: системный, аксиологический, компетентностный и деятельностный, названы основные виды деятельности, реализуемые студентами во время практики: субъектно-функциональный, социально-индивидный, деятельностный и коммуникативный.


Об авторе

Р. Х. Исхаков
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия

Исхаков Ринад Хакмимуллович – доцент кафедры профессиональной педагогики 

620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11



Список литературы

1. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Интегративно-дифференцированная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. М.: ВЛАДОС, 2010. 224 с.

2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учеб.. М.: Гардарики, 2005. 269 с.

3. Александрова З. И. Социально-профессиональная мобильность в современном мире // Вестник КГУ им. Н. А. Александрова. 2008. № 3. С. 35–39.

4. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2009. 410 с.

5. Василенко И. В. Социокультурная мобильность как философская проблема: автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 1996. 21 с.

6. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 39 с.

7. Галагузова Ю. Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: моногр. М., 2001. 151 с.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (квалификация (степень) “бакалавр”) (с изменениями от 31 мая 2011 г.)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm200–1.pdf (дата обращения: 22.04.2017).

9. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 271 с.

10. Кирьякова А. В., Мелекесов Г. А., Мосиенко Л. В., Ольховая Т. А. Педагогическая аксиология: учеб. пособие. М.: ИНФРА-А, 2016. 320 с.

11. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2008. 402 с.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http:// elementy.ru/library9/doctrina.htm (дата обращения: 22.04.2017).

13. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001. 470 с.

14. Кугель С. А. Профессиональная мобильность в науке. М.: Мысль, 1983. 256 с.

15. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 10 января 2017 г. № 10н об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=288515 (дата обращения: 22.04.2017).

16. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

17. Зеер Э. Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. М.: ВЛАДОС, 2007. Вып. 5. С. 345–356.

18. Зимняя И. А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: СВ-96, 2010. Вып. 7. С. 64–75.

19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ [Электронный ресурс].– URL:: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.04.2017).

20. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.

21. Пахтусова Н. А. Деятельностный подход к формированию профессиональной творческой компетенции будущих педагогов в условиях вузовского обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/30_NNM_2012/Pedagogica/2_118976.doc.htm (дата обращения: 22.04.2017).

22. Исхаков Р. Х. Профессионально-мобильная практика как основа подготовки бакалавров к социальнопедагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2013. № 4. С. 103–108.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Исхаков Р.Х. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1469-1475. https://doi.org/10.15372/PEMW20170418

For citation: Iskhakov R.H. PROFESSIONAL MOBILITY OF PEDAGOGY, AS THE BASIS FOR THE SUCCESSFUL SOLUTION OF SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM. Professional education in the modern world. 2017;7(4):1469-1475. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170418

Просмотров: 459

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)