ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ: СВОБОДА ВЫБОРА В СИСТЕМЕ ОТБОРА


https://doi.org/10.15372/PEMW20170409

Полный текст:




Аннотация

В условиях системных трансформаций институт подготовки кадров для научных исследований привлекает пристальное внимание не только научного сообщества, но и государственных управленческих структур. Изменения, произошедшие в российском социуме на рубеже веков, выявили серьезное несоответствие отечественной университетской системы подготовки научных кадров, которая сформировалась на индустриальной стадии развития общества, требованиям социума, основанного на знаниях и информации. С одной стороны, существующий консерватизм университетского образования выступает как способ самосохранения системы, с другой стороны, общество, основанное на знаниях, предъявляет качественно новые требования к подготовке научных кадров в университетах, которые оказались не в состоянии адекватно ответить на вызовы времени. В статье рассмотрена организационная культура немецкой модели организации университетского образования, которая не только изначально была ближе к российской, чем англоамериканская, но и претерпела существенные изменения в череде многочисленных социальных потрясений и кризисов за последнее столетие. В результате проведенного междисциплинарного анализа выявлены ключевые принципы организационной культуры немецких университетов в условиях социокультурной трансформации общества с точки зрения отбора абитуриентов; сделан вывод о том, что отказ от идеи равенства всех вузов и одинаковой способности всех студентов и принятие права «двойного выбора» позволит вузам самостоятельно отбирать лучших студентов, не ущемляя при этом права абитуриентов, сохраняя социальные и усиливая академические критерии. Такой подход, в свою очередь, приведет к усилению позиций отечественных университетов на мировом образовательном рынке с точки зрения качества подготовки интеллектуальных кадров для научных исследований.


Об авторе

В. В. Петров
ФГБУН Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук; ФГАОУВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»
Россия

Петров Владимир Валерьевич – кандидат философских наук, научный сотрудник сектора социологии науки и образования Института философии и права СО РАН, доцент кафедры социальной философии и политологии Новосибирского национального исследовательского государственногоуниверситета.

630090, г. Новос ибирск, ул. Пирогова, 1



Список литературы

1. Worldwide University Rankings [Электронный ресурс].– URL: http://www.topuniversities.com/ university-rankings (дата обращения: 09.01.2016).

2. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М., 2009. 132 с.

3. Петров В. В. Университет в условиях глобализации: организация, структура, управление // Философия образования. 2016. № 4(67). С. 20–28.

4. Паульсен Ф. Немецкие университеты и их историческое развитие. М., 1898. 425 с.

5. A History of the University in Europe. L.: Cambridge University Press. 2003. V. 1. 536 p.

6. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 805 с.

7. Водичев Е. Г. Высшая школа в условиях системных трансформаций: сравнительно-исторический аспект. Новосибирск: Гео, 2013. 396 с.

8. Бернал Дж. Наука в истории общества. М. 1956. 736 с.

9. Копелевич Ю. Х. Возникновение научных Академий. Л.: Наука, 1974. 267 с.

10. Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах. М., 1972. 573 с.

11. A History of the University in Europe. L.: Cambridge: University Press. 2004 V. 3. 751 p.

12. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009. 505 c.

13. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5/6. С. 65–78.

14. Петров В. В. Организационная культура производства фундаментального знания в условиях системных трансформаций: российская специфика // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2016. Т. 11, вып. 2. С. 65–71.

15. Петров В. В. Единый государственный экзамен как барьер на пути развития общества знания // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований: материалы VII Регион. науч. конф. молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2009. C. 153–156.

16. BVerfGE33, 303–320. Datum: 18.07.1972. Numerus Clausus Rechtsprechung. [Электронный ресурс].– URL: http://www.interjur.de/720718BVH.htm#Ausbildungsfreiheit (дата обращения: 18.05.2017).

17. Schmoch U. Germany: The Role of Universities in Economic Growth – The German Situation [Электронный ресурс].– URL: https://www.researchgate.net/profile/Ulrich_Schmoch/publication/255600831_ The_Role_of_Universities_in_Economic_Growth_The_German_Situation/links/54928e540cf2991ff55616e1. pdf?origin=publication_detail (дата обращения: 28.05.2017).

18. Pressearchiv. Bayerisches Staatsministerium fuer Wissenschaft, Forschung und Kunst. 5. November 1999. [Электронный ресурс].– URL: http://www.stmwfk.bayern.de/pressearchiv/1999/11/index.html (дата обращения: 18.06.2017).

19. Aufgabe. Funktion und Wirkung zentraler Studienplatzvergabe. Pressemitteilung der ZVS Nr. 2/2004 vom Januar 2004. Zentralstelle fuer die Vergabe von Studienplaetzen. [Электронный ресурс].– URL: http://www.zvs.de/Presse/2_2004.pdf (дата обращения: 12.03.2017).

20. Siebtes Gesetz zur Aenderung des Hochschulrahmengesetzes [Электронный ресурс]. (7. HRGAendG). Vom 28. August 2004. 2298 Bundesgesetzblatt. Jahrgang 2004. Teil I. Nr. 47, ausgegeben zu Bonn am 3. September 2004; Die Reform der Hochschulzulassung durch das 7. HR GAendG. Bundesministerium fuer Bildung und Forschung (BMBF).– URL: http://www.bmbf.de/de/2570.php(дата обращения: 27.08.2016).

21. Петров В. В. Организационная культура производства фундаментального знания в условиях системных трансформаций: российская специфика // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2016. Т. 11, вып. 2. С. 65–71.

22. Петров В. В. Единый государственный экзамен как барьер на пути развития общества знания // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований: материалы VII Регион. науч. конф. молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2009. C. 153–156.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петров В.В. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ: СВОБОДА ВЫБОРА В СИСТЕМЕ ОТБОРА. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1401-1409. https://doi.org/10.15372/PEMW20170409

For citation: Petrov V.V. ORGANIZATION CULTURE OF TRAINING SCIENTIFIC PERSONNEL: FREEDOM OF CHOICE IN THE SELECTION SYSTEM. Professional education in the modern world. 2017;7(4):1401-1409. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170409

Просмотров: 399

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)