ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА


https://doi.org/10.15372/PEMW20170307

Полный текст:




Аннотация

Среди многих вызовов, определяющих тенденции мирового развития, профессионализм человеческих ресурсов играет особую роль в создании общественных благ и стабильности на планете. В сравнительно-педагогических исследованиях эта проблема рассматривается во взаимосвязи с тенденциями развития систем профессионального образования и обучения, в частности, одной из ее составляющих – профессиональной подготовки производственного персонала. Человеческий и социальный капитал – два общественных феномена признаны в Европейском Союзе (ЕС) стратегическим ресурсом в виде соответствующего образования и постоянно обновляемых компетенций. Расширение границ привело к радикальному изменению миграционного ландшафта Европы. В связи с этим реальная картина социально-профессиональной мобильности на европейском рынке труда крайне противоречива. Открытие «коридоров» увеличило мобильность, обеспечивая трудоустройство лиц с высоким образовательным статусом, конкуренция не позволяет людям низкой квалификации обеспечить свою занятость. Условиями «вхождения» на рынок труда являются конкурентоспособность, основанная на многоуровневости и непрерывности профессионального образования и обучения (ПОО); взаимосвязь образовательных программ и профессиональных квалификаций, позволяющая разным категориям населения строить образовательные трансферты в неформальном и информальном обучении; опережающий подход к содержанию ПОО; оценка результатов обучения и сертификация квалификаций. Ведущим фактором качества подготовки считается гибкая модель педагогического образования, ориентированная на профессиональное развитие и самосовершенствование педагога. Тенденцией развития систем подготовки персонала признана современная форма социального партнерства – многосторонние альянсы между ПОО и государственными органами, общественными организациями, субъектами рынка труда, цель которых – достижение консенсуса в удовлетворении интересов сторон. Благодаря многосторонним альянсам субъекты кооперации компенсируют слабые стороны и создают конкурентные преимущества за счет государственно-частного партнерства. Альтернативный механизм обеспечивает многоканальное финансирование ПОО, частный капитал берет на себя функции, которые в традиционных системах образования возлагаются на государственные органы, однако он не может функционировать без государства, обеспечивающего законодательную базу и инфраструктуру деятельности бизнес-структур.

Об авторе

М. И.  Пальчук
Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования.
Россия

доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики.

295015, г. Симферополь, ул. Ленина, д. 15.



Список литературы

1. Арташкина Т. А. Опыт отечественного образования в формировании многополярного мира // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 18–27.

2. Горохов В. Г. Дебаты о реформе Российской академии наук // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 110–115.

3. Пальчук М. И. Тенденции развития систем профессиональной подготовки производственного персонала сферы услуг в странах Европейского Союза: автореф. дис. … д-ра пед. наук. К., 2016. 42 с.

4. Průcha J. Modernн pedagogika. Praha: Portбl, 1997. 488 p.

5. Тагунова И. А. Педагогическая компаративистика вчера, сегодня, завтра // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 132–146.

6. Treaty on the Functioning of the European Union (Articles 126, 127, 156, 157) [Электронный ресурс] // Official site of the European Union. URL: http://europa.eu/pol/pdf/qc3209190enc_002.pdf# page=121 (дата обращения: 24.02.2014).

7. The birth of the European Employment Strategy: the Luxembourg process [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV: c11318 (дата обращения: 11.03.2014).

8. International Labour Organization (ILO) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/global/lang –en/index.htm (дата обращения: 20.12.2016).

9. Convention concerning Vocational Guidance and Vocational Training in the Development of Human Resources [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0:: NO:: P12100_INSTRUMENT_ID:312287 (дата обращения: 13.12.2014).

10. European Centre for the Development of Vocational Training (CEDEFOP) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cedefop.europa.eu/ (дата обращения: 20.12.2016).

11. The Copenhagen process: enhanced European cooperation in vocational education and training [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/legislation_summaries/education_training_youth/vocational_ training/ef0018_en.htm (дата обращения: 13.02.2015).

12. Ларионова М. В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. М.: Университетская книга, 2006. 336 с.

13. A Memorandum on Lifelong Learning [Электронный ресурс]. URL: http://tvu.acs.si/dokumenti/LLLmemorandum_Oct2000.pdf (дата обращения: 18.12.2016).

14. Draft Resolution of the Council and of the representatives of the Governments of the Member States meeting within the Council on Strengthening Policies, Systems and Practices in the field of Guidance throughout life in Europe [Электронный ресурс]. URL: http://www.hzz.hr/UserDocsImages/Resolution_2004.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

15. Europass [Электронный ресурс]. URL: https://europass.cedefop.europa.eu/en/home (дата обращения: 20.12.2016).

16. Directive 2005/36/EC of the European Parliament and the Council of 7 September 2005 on the recognition of the professional qualifications (text with EEA relevance) // Official Journal. L 255. 30/09/2005. P. 0022–0142.

17. European Council Conclusions of 12 May 2009 on a Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training («ET – 2020») // Official Journal of European Union. 28/05/2009. 13 P.

18. Progress towards the Lisbon Objectives in Education and Training. Analysis of implementation at the European and national levels [Электронный ресурс]. Brussels, 2009. 263 p. URL: http://www.uni-mannheim.de/ edz/pdf/sek/2009/sek-2009–1598-en.pdf (дата обращения: 15.03.2014).

19. Dunning J. The eclectic (OLI) paradigm of international production: past, present and future // International Journal of the Economics of Business. 2001. Vol. 8, № 2. P. 173–190.

20. Erasmus + EU Programme for Education, Training, Youth and Sport [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/node_en (дата обращения: 20.12.2016).

21. Кутейницына Т. Г. Методы прогнозирования качества рабочей силы: зарубежный опыт и российская практика // Образование и рынок труда. 2016. № 3. С. 10–15.

22. The role of qualifications in governing occupations and professions: working paper № 20 // CEDEFOP, EU. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2013. 119 p.

23. Changing qualifications: a review of qualifications policies and practices. Luxembourg: Publications Office of the EU, 2010. 267 p.

24. Новиков А. М. Развитие отечественного образования: полемические размышления. М.: Эгвес, 2005. 176 с.

25. Bjornavold J. La validation des acquis d’apprentissage en Europe: un sujet d’actualitй. Le Mouillour [Электронный ресурс] // Actualitй de la formation permanente. Saint-Denis-La-plaine: Centre Inffo, 2008. P . 75–83. URL: http://www.vae.gouv.fr/IMG/pdf/l4.pdf (дата обращения: 06.05.2014).

26. Terminology of European education and training policy. A selection of 130 key terms // CEDEFOP. 2-nd edition. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2014. 331 p.

27. European guidelines for validating non-formal and informal learning // CEDEFOP, EU. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2009. 86 p.

28. Otero M. S. European inventory on validation of non-formal and informal learning. A final Report to DG Education & Culture of the European Commission. Birmingham: ECOTEC Research and Consulting Limited. 2005. 358 p.

29. Progress towards the Lisbon Objectives in Education and Training. Analysis of implementation at the European and national levels [Электронный ресурс]. Brussels, 2009. 262 p. URL: http://romeusequeira.com/ flash/23.pdf (дата обращения: 20.12.2016).


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Пальчук М.И. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):1186-1195. https://doi.org/10.15372/PEMW20170307

For citation: Palchuk M.I. TENDENCIES IN DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF INDUSTRIAL PERSONNEL IN THE EUROPEAN UNION COUNTRIES. Professional education in the modern world. 2017;7(3):1186-1195. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170307

Просмотров: 494

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)