КОМПЛЕКС ХАРАКТЕРИСТИК УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена психологическому рассмотрению процесса учебного взаимодействия. Рассмотрены следующие характеристики учебного взаимодействия: содержательная, структурно-организационная, рефлексивная, темпорально-топологическая, интерактивная, индивидуально-психологическая. Содержательная характеристика учебного взаимодействия подразумевает то дидактическое содержание, которое опосредует коммуникацию обучающего и обучаемого. Структурно-организационная характеристика определяет те конкретные формы, в рамках которых развертывается процесс учебного взаимодействия. Рефлексивная характеристика, которой в статье уделено особое значение, отражает субъективное восприятие процесса учебного взаимодействия обучающим и обучаемым, что оказывает существенное влияние на процесс их дидактической коммуникации. Темпорально-топологическая характеристика учитывает условия времени и пространства, в которых осуществляется учебное взаимодействие. Интерактивная характеристика касается процессуальных аспектов учебного взаимодействия. Индивидуально-психологические характеристики указывают меру воздействия на процесс учебного взаимодействия личностных особенностей его участников. Предложена схема рассмотрения процесса учебного взаимодействия, учитывающая переменную «образ обучающего воздействия».

Об авторе

П. В. Меньшиков
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт психологии, кафедра психологии развития и образования
Россия
доцент, кандидат психологических наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт психологии, кафедра психологии развития и образования


Список литературы

1. Акимова М. К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Арпентьева М.Р. Технологии глубинного и поверхностного обучения: возможности и ограничения // Новые развивающие технологии педагогической практики. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 215–229.

3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

5. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1998.

6. Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания. М.: Оникс, 1999.

7. Ляудис В. Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

8. Меньшиков П. В. «Концепция воздействия» обучающего: психологическая экспликация // Психология в вузе. 2012. С. 37–45.

9. Меньшиков П.В. Психология учебного взаимодействия. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014.

10. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.

11. Fournès G., Dorance S. La danseuse sur un fil: une vie d’école. Freinet, Éditions École Vivante, 2009.

12. Wawrzyniuk D. Sztuka bycia nauczycielem // Zycie Szkoly. 2003. № 8. S. 78–79.

13. Zukowska Z. Nauczyciel: czlowiek pedagog – specjalista // Wychowanie Fizyczne i Zdrowotne. 1993. № 4. S. 114.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Меньшиков П.В. КОМПЛЕКС ХАРАКТЕРИСТИК УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(2):1118-1124.

For citation: Menshikov P.V. CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL INTERACTION IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH. Professional education in the modern world. 2017;7(2):1118-1124. (In Russ.)

Просмотров: 417

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)