РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается актуальность проблемы развития профессиональных компетенций студентов технического вуза на примере изучения дисциплины «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика» бакалаврами специальности «Нефтегазовое дело». Обосновываются базовые понятия компетентностного подхода: компетентности и компетенции. Раскрываются основные положения и концепции методологических подходов: системного, компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного, являющихся методологической основой исследования. Описываются организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций студентов: создание субъект-субъектных отношений, использование дифференцированных пролонгированных заданий, проведение мониторинга образовательного процесса. Описывается возможность построения субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами на основе диалогического общения. Автором для оценки развития профессиональных компетенций предлагается критериально-оценочный аппарат, разработанный для оценки профессиональных компетенций, представленных в ФГОС-3. Определен и описан компонентный состав развития
профессиональных компетенций, состоящий из когнитивного, операционно-действенного, мотивационно-ценностного и рефлексивно-оценочного критериев. Анализируется и описывается содержательное наполнение приведенных критериев. Приводятся формулировки развиваемых профессиональных компетенций. Описываются показатели развития когнитивного, операционно-действенного, мотивационно-ценностного и рефлексивно-оценочного критериев по каждой из приведенных компетенций. Предусматривается три уровня развития профессиональных компетенций: низкий, средний, высокий. Автором подробно описываются показатели развития критериев развития профессиональных компетенций. Также в статье по каждому из критериев приводится диагностический инструментарий. Описывается процесс реализации предложенных организационно-педагогических условий развития профессиональных компетенций. Рассматривается балльно-рейтинговая система, внедряемая в учебный процесс и способствующая повышению уровня мотивации к учебной деятельности.


Об авторах

Е. Л. Гусейнова
Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Россия

кандидат педагогических наук, филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», старший преподаватель

452607, Россия, Республика Башкортостан, г. Октябрьский



К. Т. Тынчеров
Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Россия

доктор технических наук, филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», заместитель директора по научной работе, заведующий кафедрой ИТМЕН

452607, Россия, Республика Башкортостан, г. Октябрьский



Список литературы

1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе // Педагогика. 2010. № 4. С. 11–17.

2. Блинов А., Рудакова О. Модернизация образования и безопасность государства // Экономист. 2013. № 1. С. 70–75.

3. Кузьминов Я.И., Фрулин И.Д. Российское образование– 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32–65.

4. Аккредитационный центр [Электронный ресурс]. URL: http://www.ac-raee.ru/ (дата обращения: 20.12.2013).

5. Чучалин А.И. «Американская» и «болонская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 84–93.

6. Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 102–115.

7. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax Cambridge. Mass.: MITPress, 1965.

8. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psyhological review. 1959. № 66.

9. Raven C.J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release Oxford, England: Oxford Psychologists Press, 1984.

10. Бабанский Ю.И. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.

11. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20–26.

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

13. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.

15. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 18–25.

16. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19–27.

17. Асадуллин Р.М. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной практике вуза // Педагогический журнал Башкортостана. 2005. № 1. С. 15–23.

18. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13.

19. Зимняя И.А. Ключевые компетенции– новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

20. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

21. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 21–26.

22. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 22–31.

23. Гусейнова Е.Л., Сытина Н.С. Развитие профессиональных компетенций студентов технического вуза в самостоятельной работе // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 4 (59). С. 145–151.

24. Методика Дубовицкой Т. Д. [Электронный ресурс]. URL: http://priuralshool.ucoz.ru/load/

25. metodika_t_d_dubovickoj_vyjavljajushhej_napravlennost_i_urovnen_razvitija_vnutrennej_motivacii_uchebnoj_dejatelnosti_uchashhikhsja/1–1–0–21 (дата обращения: 1.11.2011).

26. Машков В. Н. Определение локуса контроля [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2007/09/28/opredelenie_lokusa_kontrolja. html (дата обращения: 7.10.2012).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гусейнова Е.Л., Тынчеров К.Т. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(2):1058-1066.

For citation: Guseynova E.L., Tyncherov K.T. DEVELOPMENT OF STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCES ON THE EXAMPLE OF STUDYING TECHNICAL MODULES REFERENCES. Professional education in the modern world. 2017;7(2):1058-1066. (In Russ.)

Просмотров: 562

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)