ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ГУМАНИТАРНЫЙ ФЕНОМЕН


https://doi.org/10.15372/PEMW20160405

Полный текст:




Аннотация

В 2008 году Коитиро Мацуура, бывший тогда генеральным директором ЮНЕСКО, заявил о том, что содержанием происходящей революции в образовании является следующее: «Мы должны сделать революцию Коперника: теперь не знания вращаются вокруг общества, а общество вращается вокруг знаний». Задачей данной статьи является обсуждение одного из «полей», созданных этим прекрасным тезисом. Компьютеризация и Интернет, родившие новую онтологию образовательного взаимодействия, устанавливают и новый образовательный порядок. Изменяется не только алгоритм «приобретения» знания, но и смысловая наполненность самого знания как ценности, то есть изменяется сама культура приобретения и использования знания. Цифровая культура становится оппозицией гуманистической педагогике, определяя новые ценности и смыслы бытия индивида. Это в первую очередь осуществляется как результат изменения его образовательной среды и становится основанием для изменения природы самого гуманизма. Как это происходит? К чему это приведет? Авторы делают попытку ответа на эти вопросы, используя методологию «открытого образования» Д. Прайса. Обсуждение поставленных проблем привело нас к трем вполне определенным утверждениям (в качестве выводов). Первое: обмен знаниями, свобода, открытость и доверие – это ценности (по Д. Прайсу), которые соответствуют и цифровой культуре, и гуманистической педагогике как двум оппозициям в процессе современной социализации. Второе: универсализм этих ценностей позволяет рассматривать цифровую культуру как гуманитарный феномен, а «цифру» и «символ» как неотъемлемую сторону гуманистики. Отсюда третье: может ли являться автономная личность как «форма самоопределения человека» (С. А. Смирнов) интегратором цифровой и гуманистической культуры или условия интеграции внеположены к ней?


Об авторах

С. И. Черных
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Новосибирск, Российская Федерация
Россия

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии



В. И. Паршиков
Институт дополнительного профессионального образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет», Новосибирск, Российская Федерация
Россия

доктор философских наук, профессор, проректор – директор Института дополнительного профессионального образования 



Список литературы

1. См.: Davidson C. Now You It: How Technology and Brain Science Will Transform Schools and Business for the 21st century. Penguin Books, 2011; Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution: A. Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. P.: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2009 и др.

2. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться: пер. с англ. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2015.

3. Кошель В. А., Сегал А. П. «Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 15–23.

4. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013; см. также: Мирошкина М. П. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50–57.

5. См.: Константинов А. Поколение быстрых кнопок [Электронный ресурс]. url: www.rusrep. ru/2010/11/conferenc.zal/ (дата обращения 03.05.2016).

6. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться: пер. с англ. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2015.

7. Прайс Д. Ibid.

8. Черных С. И. Идентификация образовательного субъекта в условиях современного образовательного пространства // Философия образования. 2012. № 1. 2012. С. 111–118.

9. ОʹКоннор Т. Российское высшее образование: сопоставление с США [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2010/10/27/education/#_edn8. (дата обращения 22.10.2016). См. также: Deming W. E. Out the Crisis. MIT Centre for Advanced Educational Services, 1982; Spencer. // A Century of Innovation: 3M Story. 3M., 2002.

10. Галкин Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей // Международный журнал исследователей культуры. 2012. № 3(8). С. 11–16.

11. Гуманистическая педагогика: XXI век. Экспертно-аналитический портал Открытый проект «Университеты будущего» [Электронный ресурс.]. URL: http://sibfrontir.ru/library/dumanisticheskaya-pedagogika-xxi-vek/ (дата обращения: 07.04.2016).

12. Гуманистическая педагогика: XXI век… Ibid.

13. Смирнов С. А. Человек перехода // Antropolog.ru. Электронный альманах о человеке [Электронный ресурс]. URL: http://www.antropolog.ru.doc/persons/smirnow/persons_2 (дата обращения 16.10.2016).

14. См.: Трансгуманистическая библиография [Электронный ресурс]. URL: http://www.transhumanisti. it/8.asp (дата обращения: 14.05.2016); Курцвейл Рэй. Эволюция разума. М.: Эксмо, 2015. Его же: Singularity is Near: When Humans Transcend Biology. Viking Adult, 2005 и др.

15. Сайт Российского трансгуманистического движения. [Эл. ресурс]. URL: www.transhumanism-rusia. ru/content/view/580/102; www.transhumanism-rusia.ru/content/view/29/110 (дата обращения: 14.05.2016).

16. Ydkowsky E. Transhumanism as simplified humanism [Электронный ресурс]. URL: http:// singinst.org/blog/2007/06/16/traushumanismas-simplified-humanism/. См. также: Кутырев В. А. Философия трансгуманизма [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library/kutyrev/transhuman.pdf/. (дата обращения: 16.05.2016).

17. Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология // Философские науки. 2008. № 2.

18. Курцвейл Рэй. Эволюция разума. Как расширение границ нашего разума позволит решить многие мировые проблемы. М.: Изд-во «Э», 2016.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных С.И., Паршиков В.И. ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ГУМАНИТАРНЫЙ ФЕНОМЕН. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(4):601-607. https://doi.org/10.15372/PEMW20160405

For citation: Chernykh S.I., Parshikov V.I. DIGITAL CULTURE AS A HUMANE PHENOMENON. Professional education in the modern world. 2016;6(4):601-607. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160405

Просмотров: 764

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)