ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ГУМАНИТАРНЫЙ ФЕНОМЕН
https://doi.org/10.15372/PEMW20160405
Аннотация
В 2008 году Коитиро Мацуура, бывший тогда генеральным директором ЮНЕСКО, заявил о том, что содержанием происходящей революции в образовании является следующее: «Мы должны сделать революцию Коперника: теперь не знания вращаются вокруг общества, а общество вращается вокруг знаний». Задачей данной статьи является обсуждение одного из «полей», созданных этим прекрасным тезисом. Компьютеризация и Интернет, родившие новую онтологию образовательного взаимодействия, устанавливают и новый образовательный порядок. Изменяется не только алгоритм «приобретения» знания, но и смысловая наполненность самого знания как ценности, то есть изменяется сама культура приобретения и использования знания. Цифровая культура становится оппозицией гуманистической педагогике, определяя новые ценности и смыслы бытия индивида. Это в первую очередь осуществляется как результат изменения его образовательной среды и становится основанием для изменения природы самого гуманизма. Как это происходит? К чему это приведет? Авторы делают попытку ответа на эти вопросы, используя методологию «открытого образования» Д. Прайса. Обсуждение поставленных проблем привело нас к трем вполне определенным утверждениям (в качестве выводов). Первое: обмен знаниями, свобода, открытость и доверие – это ценности (по Д. Прайсу), которые соответствуют и цифровой культуре, и гуманистической педагогике как двум оппозициям в процессе современной социализации. Второе: универсализм этих ценностей позволяет рассматривать цифровую культуру как гуманитарный феномен, а «цифру» и «символ» как неотъемлемую сторону гуманистики. Отсюда третье: может ли являться автономная личность как «форма самоопределения человека» (С. А. Смирнов) интегратором цифровой и гуманистической культуры или условия интеграции внеположены к ней?
Об авторах
С. И. ЧерныхРоссия
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии
В. И. Паршиков
Россия
доктор философских наук, профессор, проректор – директор Института дополнительного профессионального образования
Список литературы
1. См.: Davidson C. Now You It: How Technology and Brain Science Will Transform Schools and Business for the 21st century. Penguin Books, 2011; Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution: A. Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. P.: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2009 и др.
2. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться: пер. с англ. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2015.
3. Кошель В. А., Сегал А. П. «Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 15–23.
4. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013; см. также: Мирошкина М. П. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50–57.
5. См.: Константинов А. Поколение быстрых кнопок [Электронный ресурс]. url: www.rusrep. ru/2010/11/conferenc.zal/ (дата обращения 03.05.2016).
6. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться: пер. с англ. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2015.
7. Прайс Д. Ibid.
8. Черных С. И. Идентификация образовательного субъекта в условиях современного образовательного пространства // Философия образования. 2012. № 1. 2012. С. 111–118.
9. ОʹКоннор Т. Российское высшее образование: сопоставление с США [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2010/10/27/education/#_edn8. (дата обращения 22.10.2016). См. также: Deming W. E. Out the Crisis. MIT Centre for Advanced Educational Services, 1982; Spencer. // A Century of Innovation: 3M Story. 3M., 2002.
10. Галкин Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей // Международный журнал исследователей культуры. 2012. № 3(8). С. 11–16.
11. Гуманистическая педагогика: XXI век. Экспертно-аналитический портал Открытый проект «Университеты будущего» [Электронный ресурс.]. URL: http://sibfrontir.ru/library/dumanisticheskaya-pedagogika-xxi-vek/ (дата обращения: 07.04.2016).
12. Гуманистическая педагогика: XXI век… Ibid.
13. Смирнов С. А. Человек перехода // Antropolog.ru. Электронный альманах о человеке [Электронный ресурс]. URL: http://www.antropolog.ru.doc/persons/smirnow/persons_2 (дата обращения 16.10.2016).
14. См.: Трансгуманистическая библиография [Электронный ресурс]. URL: http://www.transhumanisti. it/8.asp (дата обращения: 14.05.2016); Курцвейл Рэй. Эволюция разума. М.: Эксмо, 2015. Его же: Singularity is Near: When Humans Transcend Biology. Viking Adult, 2005 и др.
15. Сайт Российского трансгуманистического движения. [Эл. ресурс]. URL: www.transhumanism-rusia. ru/content/view/580/102; www.transhumanism-rusia.ru/content/view/29/110 (дата обращения: 14.05.2016).
16. Ydkowsky E. Transhumanism as simplified humanism [Электронный ресурс]. URL: http:// singinst.org/blog/2007/06/16/traushumanismas-simplified-humanism/. См. также: Кутырев В. А. Философия трансгуманизма [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library/kutyrev/transhuman.pdf/. (дата обращения: 16.05.2016).
17. Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология // Философские науки. 2008. № 2.
18. Курцвейл Рэй. Эволюция разума. Как расширение границ нашего разума позволит решить многие мировые проблемы. М.: Изд-во «Э», 2016.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Черных С.И., Паршиков В.И. ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ГУМАНИТАРНЫЙ ФЕНОМЕН. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(4):601-607. https://doi.org/10.15372/PEMW20160405
For citation: Chernykh S.I., Parshikov V.I. DIGITAL CULTURE AS A HUMANE PHENOMENON. Professional education in the modern world. 2016;6(4):601-607. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160405
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.