ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕД ВЛАСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:




Аннотация

Образование - уникальная сфера общественной жизни, в которой пересекаются интересы всех ее субъектов, начиная от государства и заканчивая каждым отдельным человеком. Именно оно обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, создавая одновременно предпосылки для его изменений и динамичного развития. Построение образования именно на основании демократических принципов не только дает ему возможность внедрения в общее течение мировой цивилизации, но и становится его ежедневной потребностью. Авторы статьи стремятся поставить и ответить на вопросы: почему при анализе проблем ответственности образования перед властью необходимо обратиться к вопросам демократизации образования? Почему проблемы демократии являются одними из наиболее актуальных для власти и для образовательной политики? Образование - это ключ к выживанию и распространению демократии: демократия требуется не только общественным институтам. Она нужна также активным гражданам, которые обладают знаниями, умениями и ценностями демократической жизни, без которых демократическая культура не будет процветающей. Понятие демократии, базируясь на формах правления или коллективном управлении через принцип верховенства большинства, воспринимаясь как система самоуправления граждан через механизмы частной собственности, гражданских прав и обязанностей (принципы свободы личности и индивидуальной ответственности), обязана сегодня обращаться к образовательному уровню человека. Формируется четкое представление ответственности образования перед властью и обществом, связанное с пониманием того, что чем выше образованность и воспитанность граждан, тем вероятнее их стремление к пониманию демократических ценностей и стремлению их поддержания.

Об авторах

Татьяна Сергеевна Косенко
НИИ философии образования, Новосибирский государственный педагогический университет
Россия


Нина Васильевна Наливайко
НИИ философии образования, Новосибирский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Смолин О.Н. Три трагедии российской демократии: систем. сб. - М.: Логос, 1999. - 284 с.

2. Степин В.С., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации // Концепции и определения демократии: антология. - М., 2006. - С. 159-160.

3. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами / пер. с англ. - М.: Ладомир, 2004. - 384 с.

4. Маритен Ж. Человек и государство / пер. с англ. Т. Лифинцевой. - М.: Идея -Пресс, 2000. - 196 с.

5. Красин Ю.А. Метаморфозы демократии в изменяющемся мире // Полис. - 2006. - № 4. - С. 127-138.

6. Румер Д.Э. Порождает ли демократия справедливость // Теория и практика демократии: избр. тексты / пер. с англ. - М.: Ладомир, 2006. - 498 с.

7. Фишкин Д. Нация в прямом эфире. Как превратить общественное мнение в политику // Концепции и определения демократии: Антология. - М., 2006. -224 с.

8. Суверенная демократия. От идеи к доктрине. - М.: Европа, 2007. - 60 с.

9. Демократия / Википедия: свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

10. Махаматов Т.М. Диалектика и логика категорий демократии: моногр. -М.: Финакадемия, 2003. - 148 с.

11. Липсет С.М. Политический человек: социальные основы политической жизни // Теория и практика демократии. Избранные тексты / пер. с англ. - 2006. - С. 47-48.

12. Зорина Л.Я. Показатели качества современной системы образования // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 592 с.

13. Демократия и демократическое образование. - [Электронный ресурс]. - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-60447.html?page=3

14. Наливайко Н.В., Панарин В.И. Паршиков В.И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования: социально-философский анализ. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 298 с.

15. Демократизация образования / Креативная педагогика. Пространство пси-холого-педагогических знаний для формирования энциклопедического словаря-справочника. - [Электронный ресурс]. - URL: http://thisisme.ru/content/demokratizatsiya-obrazovaniya

16. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 288 с.

17. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. - М.: Народное образование, 2009. - 380 с.

18. Чуркина Н.И. Демократизация образования как феномен педагогической теории и практики 80-90-х гг. XX века: автореф. дис канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 24 с.

19. Макарова И.Н. Развитие демократических тенденций в отечественном образовании в конце XIX - первом двадцатилетии ХХ в.: автореф. дис.. канд. пед. наук. - Ижевск, 2005. - 23 с.

20. Фрумин И. Демократизация школы как основное направление ее обновления // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М.: Парсифаль, 1997. - С. 97-141.

21. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. - Красноярск: Знание, 1998. - 240 с.

22. Наливайко Н.В. Об ответственности власти перед образованием в глобализационных условиях развития // Профессиональное образование в современном мире. - 2014. - № 1(12). - С. 150-156.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Косенко Т.С., Наливайко Н.В. ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕД ВЛАСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(2):24-33.

For citation: Kosenko T.S., Nalivayko N.V. ON THE RESPONSIBILITY OF POWER TOWARDS EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE PROBLEMS OF EDUCATION DEMOCRATIZATION. Professional education in the modern world. 2014;(2):24-33. (In Russ.)

Просмотров: 402

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)