ИМИДЖ СТРАНЫ И ЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)

Полный текст:




Аннотация

Основная цель данного исследования заключается в изучении специфики формирования образа Китая в западной культуре. В данном исследовании широко применялись информационный подход; комплекс сравнительных методов, главными из которых были кросс-культурный и сравнительно-исторический методы; методы герменевтики и дискурсивный метод. Дескриптивный метод использовался как метод сбора
информации, первичного ее анализа и изложения полученных данных. Китай – одна из немногих стран мира, чей образ формировался несколько столетий. Образ Китая, исторически формирующийся в массовом сознании, отличается от образа, который формируется в академическом сообществе Запада. В процессе целенаправленного формирования образа Китая можно выделить три больших периода. Первый период адекватно отражает необходимость оправдания колониальной экспансии Запада. Второй период ознаменован вступлением капиталистической системы в постиндустриальную стадию. Третий период связан со вступлением Китая в глобальное сообщество как одного из субъектов глобализации. Если в эпоху Средневековья Китай поражал своей необычностью и экзотикой, в XVIII в. в Европе восхищались Китаем как «Утопией (идеальной страной)», то в массовой культуре второй половины XIX и XX вв. были распространены маргинальные практики для создания образа Китая. В настоящее время существует несколько каналов, позволяющих формировать образ Китая за рубежом: политическая публицистика в средствах СМИ; китаеведение как научный канал; массовая культура; искусство; китайская диаспора, находящаяся за рубежом. В последние годы усилия Китая направлены на позиционирование себя во внутреннем и внешнем мировом пространстве. Основной целью формирования нового образа Китая является трансляция культурных ценностей на западную аудиторию и их сохранение и укрепление в китайской среде с целью противостояния вестернизации китайской культуры. Авторы приходят к выводу, что основные закономерности формирования образа Китая характерны не только для Китая, они в первую очередь должны быть отнесены к специфике взаимодействия Запада со своими партнерами.


Об авторах

Т. А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация
Россия

доктор философских наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, Школа искусства, культуры и спорта, кафедра культурологии и искусствоведения (690922, г. Владивосток, остров Русский, поселок Аякс, 10, кампус ДВФУ, корпус S, 4 уровень, дирекция ШИКС



Ху Яньли
Дальневосточный федеральный университет, Китайская народная республика
Россия

аспирант, Дальневосточный федеральный университет, Школа искусства, культуры и спорта, кафедра культурологии и искусствоведения



Список литературы

1. Безотосный И. А. Факторы формирования и репрезентации позитивного имиджа России // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. С. 23–26.

2. Головлева Е. Факторы укрепления международного имиджа и репутации России // Власть. 2012. № 1. С. 106–108.

3. Канарш Г. Ю. Демократия и особенности российского национального характера (к политико-психологическим аспектам имиджа России) // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 64–77.

4. Василенко И. А. Формирование нового образа России «после Крыма»: парадоксы информационной войны // Власть. 2014. № 10. С. 204–208.

5. Василенко И. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта // Власть. 2013. № 7. С. 24–28.

6. Жукова П. Имидж России и ее безопасность: диалектика взаимосвязи // Власть. 2010. № 2. С. 53–55.

7. Медведева Н. Н. Имидж России в современном мире // Среднерусский вестник общественных наук. 2006. № 1. С. 116–120.

8. Ли Суйань. Имидж России в глазах общественности КНР // Ойкумена. 2014. № 1. С. 113–121.

9. «习近平总书记系列重要讲话读本» 第6项 : 创造中华文化新的辉煌 – 关于建设社会主义文化强国 [Электронный ресурс] // 人民网-人民日报. 2014年. 7月9日. URL: http://theory.people.com.cn/n/2014/0709/c40531-25256140.html (дата обращения: 15.12.2015). («Важные заявления генерального секретаря Си Цзиньпина». Пункт шестой: Создать новую китайскую культуру и достигнуть новой славы – о строительстве социалистической культуры и создании мощного государства // Народный сайт – Жэньминь жибао. 2014. 9 июля.)

10. 全球史中的文化中国 / 清华国学院. 北京 : 北京大学出版社, 2014. (История культуры Китая в контексте глобализации // Школа народной литературы университета Цинхуа. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2014)

11. 檀江林. 中国文化概论. 合肥, 2009. (Tань Цзян Линь. Обзор китайской культуры. Хэ Фэй, 2009)

12. 沈福伟. 西方文化与中国. 上海 : 上海教育出版社, 2003. (Шэнь Фувэй. Западная культура и Китай. Шанхай: Шанхайское образовательное издательство, 2003)

13. 云德. 全球化语境中的文化选择. 北京 : 人民文学出版社, 2008. (Юнь Дэ. Культурный выбор в контексте глобализации. Пекин: Издательство народной литературы, 2008)

14. 赵春晨, 何大进, 冷东.中西文化交流与岭南社会变迁. 北京 : 中国社会科学出版社, 2004. (Чжао Чунь-чэнь, Хэ Дацзинь, Лэн Дун. Китайский и западный культурный обмен и социальные изменения в Южном Китае. Пекин: Китайское социальное научное издательство, 2004)

15. 龙云. 法国汉学专业的兴起 // 国际汉学. 2007年12月31日 第7–32页. (Лун Юнь. Зарождение и развитие французского профессионального китаеведения // Международное китаеведение. 2007. 31 декабря. С. 7–32)

16. 陈跃红. 汉学家的文化血统 // 国际汉学. 2003年5月31日 第9–36页. (Чэнь Юехун. Культурное наследие китаистов // Международное китаеведение. 2003. 31 мая. С. 9–36)

17. 阚维民. 剑桥汉学的形成与发展 // 国际汉学. 2004年3月31日 第192–218页. (Кань Вэйминь. Становление и развитие китаеведения в Кембридже // Международное китаеведение. 2004. 31 марта. С. 192–218.)

18. 周文华, 梁怡 . 西方人眼中的 «中国形象» // 北京日报. 2013. 年10月28日. (Чжоу Вэньхуа, Лян И. «Образ Китая» в глазах европейцев // Пекинская дневная газета. 2013. 28 октября.)

19. Чумаков А. Н. Глобальный мир: проблема управления // Век глобализации. 2010. № 2. С. 3–15.

20. Чумаков А. Н. Культура и вызовы глобализации: новые подходы // Век глобализации. 2011. № 2. С. 174–180.

21. Бояркина А. В. Язык и культура Китая как эффективные инструменты «мягкой силы» в реализации внешней политики КНР // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 115–118.

22. 黄海燕. «功夫熊猫» : 中国人熟悉的陌生人-论西方文化对中国文化的同化 // 江汉大学学报 (人文科学 版). 2010. Vol. 29. № 6. 第63–67页. (Хуан Хайянь. «Кунг-фу Панда»: незнакомый, с которым знакомят китайцев – ассимилирование китайской культуры западной культурой // Газета Цзянханьского университета (гуманитарные науки). 2010. Т. 29. № 6. С. 63–67.)

23. Рецензия – 2008 – Кунг-фу Панда [Электронный ресурс] / Kung Fu Panda (реж. Марк Осборн, Джон Стивенсон) // Наша Молодежь. URL: http://nasha-molodezh.ru/creation/recenzija_2008_kung_fu_panda_kung_fu_panda_rezh_mark_osborn_dzhon_stivenson.html (дата обращения: 08.01.2016).

24. Меграбова Э. Г. Динамика образа Китая в дискурсе журнала Newsweek (2008–2012: лингвистический аспект) // Известия Восточного Института. 2013. № 21 (1). С. 110–116.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арташкина Т.А., Яньли Х. ИМИДЖ СТРАНЫ И ЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ). Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(3):510-518.

For citation: Artashkina, T.A., Yan Li H. IMAGE OF A COUNTRY AND ITS CONSTRUCTION (EXAMPLE OF CHINA). Professional education in the modern world. 2016;6(3):510-518. (In Russ.)

Просмотров: 2565

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)