ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье разрешается проблема совмещения интерпретации, понимаемой как экспликация конституированного смысла, и анализа как дескрипции конституирования смысла. Исток проблемы – представление о тексте как отдельном от личности интерпретатора, и отсюда – допущение о наличии общего понятия текста как объекта, имеющего заданный смысл.
Решение проблемы – репрезентация «текста» как неотделимого от личности читателя в составе «произведения» и анализа как глубинного слоя самой интерпретации. Философская интерпретация текста выявляет основание единства всех уровней его интерпретации и определяет иерархию этих уровней. Она соотносит все виды опыта данности текста с бытием человеческой личности. Нарушение иерархии уровней интерпретации ведет к деформации понимания у читателя и к искажению выделяемого смысла. Если в учебнике по физике искажение смысла не приводит к искажению истины, то в учебнике по философии деформированное мышление автора к этому приводит.
Об авторе
С. П. КушнаренкоРоссия
кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ (630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155
Список литературы
1. Молчанов В. И. Анализ и/или интерпретация в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и за ее пределами // Ежегодник по феноменологической философии. 2008. №1. С. 128–160.
2. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005.
3. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994.
4. Arendt H. Between Past and Future. Penguin books, 1968.
5. Зильберман Д. Генезис значения в философии индуизма. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
6. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 281–307.
7. Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1994.
8. Глазман М. С. Понимание и опыт в философской герменевтике Гадамера и в диалогике // АРХЭ: Ежегодник культурологического семинара. Вып. 2. М.: РГГУ, 1996. С. 147–232.
9. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
10. Молчанов В. И. Феномен пространства и происхождение времени. М.: Академический проект, 2015.
11. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993.
12. Мамардашвили М. К. Опыт физической метафизики. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
13. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997.
14. Хайдеггер М. Феноменологические интерпретации Аристотеля. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2012.
15. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1999.
16. Бибихин В. Чтение философии. СПб.: Наука, 2009.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кушнаренко С.П. ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(3):504-509.
For citation: Kushnarenko S.P. PHILOSOPHICAL RENDERING OF A TEXT IN EDUCATIONAL PROCESS. Professional education in the modern world. 2016;6(3):504-509. (In Russ.)
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.