РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ
Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования мотивации и ее роли в процессе обучения иностранному языку как центральной проблемы методики преподавания. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, заинтересованность студента в получении знаний. Мотивация – это система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность в случае положительной установки преподавателя на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности позна ния иноязычной речевой деятельности. Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. В статье рассмотрены основные типы мотивации и педагогические методы, обуславливающие ее повышение. Среди объективно существующих типов мотивации можно выделить внутреннюю и внешнюю. Внешние мотивы, обусловленные обстоятельствами, могут усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу обучения. Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку, усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации студентов, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Также в статье показана роль преподавателя в образовательном процессе с точки зрения философии как элемента семантического треугольника Г. Фреге в педагогической интерпретации «преподаватель–студент–урок». В этом контексте задачей преподавателя является создание условий, способствующих поддержанию интереса к предмету. Преподаватель выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера студентов, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Об авторе
Н. Г. ЗаречневаРоссия
старший преподаватель, кафедра английского языка естественно-научных и физико-математических факультетов, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (634050, г. Томск,пр. Ленина, 36
Список литературы
1. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003.
2. Dörnyei Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 24–25.
3. Чупахин Н. П. Культура научного поиска. М.: НИА «Наследие Отечества», 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.viperson.ru (дата обращения: 10.10.2015).
4. Чупахин Н. П. Философские основания и математическая модель смысла знания. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany, 2011.
5. Чупахин Н. П., Заречнева Н. Г. Роль смысла знания в обучении иностранному языку // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 3. С. 111.
6. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М.: Издательство МГУ, 1971.
7. Зимняя И. И. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
8. Рогова Г. В., Никитенко З. Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «Иностранный язык» у школьников // Иностранные языки в школе. 1982. № 2. С. 28–32.
9. Пассов Е. И. Кузовлев В. П. Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. 1987. № 6. C. 11–12.
10. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000.
11. Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.
12. Гайнутдинова М. Ю. Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Том II. С. 100–101.
13. Антоненко Т. А. Мотивация как фактор эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции в информационном образовательном пространстве // Вестник томского государственного университета. 2007. № 269. С. 30.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Заречнева Н.Г. РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(3):451-456.
For citation: Zarechneva N.G. THE ROLE OF MOTIVATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT NON-LINGUISTIC FACULTIES. Professional education in the modern world. 2016;6(3):451-456. (In Russ.)
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.