ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУ СВОБОДОЙ И НЕОБХОДИМОСТЬЮ


https://doi.org/10.15372/PEMW20160224

Полный текст:




Аннотация

В этой статье автор пытается выяснить причину крайне низкой эффективности высшего образования в современной России, повысить которую не в состоянии все многочисленные и многолетние реформы. Рассуждая о том, как устроена имеющаяся система высшего образования (далее - СВО), автор выделил в ней три уровня. Первый уровень - это сам учебный процесс, второй - высшие учебные заведения, в рамках которых это обучение происходит и, наконец, третий - это уровень контроля и регулирования высшего образования, на котором находится Министерство образования и науки РФ. Приоритет учебного процесса, участниками которого являются преподаватели и студенты, очевиден: именно его качество определяет оценку и отдельных элементов СВО, и системы в целом. Вероятно, эффективность учебного процесса вполне адекватно оценивается качеством обучения студентов, эффективность вузов - уровнем оптимизации деятельности преподавателей и студентов, а действенность усилий Министерства образования, соответственно, - эффективностью деятельности подчиненных ему вузов. Между тем изучение структуры СВО и взаимоотношений ее составных частей в контексте ситуации в России приводит к следующему выводу: реформа отечественного высшего образования не просто движется вхолостую. Она невозможна, поскольку существующий объективно конфликт интересов компонентов СВО превратил ее в сферу обслуживания.

Об авторе

Мира Борисовна Софиенко
ФГБОУ ВО Новосибирский государственный аграрный университет
Россия


Список литературы

1. Алешин Н. В., Бреслав Л. Б., Гинзбург А. И. Эффективная организация учебного процесса и оптимизация ее факторов // Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения: сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1988. С. 91-104.

2. Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педаго-гика, 1991.

3. Осипова Л. Я. Социальная эффективность образования: методологические основы исследо-вания. Самара: Изд-во СИУ, 2008.

4. Осипова Л Я. Историко-философская ретроспектива социальной эффективности образова-ния. Самара: Изд-во СИУ, 2008.

5. Дятлов С. А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1995.

6. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг. М.: Интерпракс, 1995.

7. Сильведойне Н. Г. Экономические проблемы образовательных учреждений в современных условиях // Материалы к рабочей группе «Финансирование образования как гарантия реализации прав граждан на образование». СПб., 1997. С. 107-111.

8. Гамидова Н. Э. Организационно-экономические основы эффективного развития системы высшего образования: дис. … канд. экон. наук. Махачкала, 2006.

9. Болвашенкова Т. В. Комплексная оценка эффективности организационно-экономических инноваций в высшем профессиональном образовании: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2006.

10. Волокитина И. В. Оценка эффективности управления образовательной деятельностью выс-ших учебных заведений: дис. … канд. экон. наук. М., 2006.

11. Дуброва Т. Г. Формирование рыночных отношений в высших учебных заведениях (теория, практика): дис. … канд. экон. наук. М., 1994.

12. Ривчун Т. Е. Концептуальные основы повышения эффективности деятельности высшего учебного заведения: дис. … д-ра. экон. наук. М., 2010.

13. Например: «Эффективность - это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами». Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2007, с. 176.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Софиенко М.Б. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУ СВОБОДОЙ И НЕОБХОДИМОСТЬЮ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(2):358-364. https://doi.org/10.15372/PEMW20160224

For citation: Sofienko M.B. EFFICIENCY OF HIGHER EDUCATION: BETWEEN THE FREEDOM AND REQUIREMENTS. Professional education in the modern world. 2016;6(2):358-364. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160224

Просмотров: 651

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)