СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20160203

Полный текст:




Аннотация

В статье поставлена проблема узости специалистов и, как следствие, недальновидности принимаемых ими решений. Показана необходимость развития у учащихся в системе повышения квалификации высшего профессионального образования системного мышления и мировоззрения. Такой подход провозглашен как одна из задач этого образования и в федеральных государственных образовательных стандартах. В статье разрабатывается путь ее достижения. Цель настоящей работы - разработка подхода к системному соединению фрагментарного научно-философского социального гуманитарного знания. Задача работы - формирование базовых понятий такого целостного знания. Утверждается, что системное знание должно формироваться в самих преподаваемых дисциплинах, а не в головах учащихся. Предложен системно-диалектический подход к формированию базового понятийного аппарата и преподаванию социальных гуманитарных наук. Рассмотрено и сформировано понятие «общественное благо» в этом подходе, показано его отличие как от понятия «общественные блага», так и от понятия «общественное благо» в редукционном подходе. Рассмотрены два вида ценностей общества - ценности культуры и ценности идеологии. Показано, что близость этих ценностей необходима для формирования устойчивого состояния общества. Предложена базовая понятийная система, которая включает основные понятия идеологии, экономической и политической подсистем системы-общества. Показаны отличия понятийных систем в редукционном и системно-диалектическом подходах.

Об авторе

Нина Леонидовна Румянцева
Российская государственная академия интеллектуальной собственности
Россия


Список литературы

1. Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 90-102.

2. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата). Утв.10.12.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 16.11.2015).

3. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень магистратуры). Утв. 26.11.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 16.11.2015).

4. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Утв. 30.07.2014 г. с изм. и доп. от 30.04.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 16.11.2015).

5. Благо [Электронный ресурс]. URL: http://russika.ru/t.php?t=4866 (дата обращения: 15.11.2015).

6. Блага // Словарь Лопатникова [Электронный ресурс]. URL: http://slovar-lopatnikov.ru/slovar/b/blaga/- (дата обращения: 15.12.2013).

7. Гукасьян Г. М. Экономика от А до Я [Электронный ресурс]. URL: www.vocable.ru (дата обращения: 15.12.2013).

8. Общественные блага [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10130 (дата обращения: 16.11.2015).

9. Понятие общественного блага и его основные свойства [Электронный ресурс]. URL: http://cribs.me/ekonomika-obshchestvennogo-sektora/ponyatie-obshchestvennogo-blaga-i-ego-osnovnye-svoistva (дата обращения: 16.11.2015).

10. Ценность // Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/148589/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 15.11.2015).

11. Ильин И. О духовности инстинкта [Электронный ресурс]. URL: www.rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/ilin/a/j9.html (дата обращения: 20.04.2014).

12. Румянцева Н. Л. Социальная эволюция человека. Системно-диалектический подход. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014.

13. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ - начала ХХ в. М.: Педагогика, 1990.

14. Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999.

15. Румянцева Н. Л. Какую науку развивать в вузах? // Профессиональное образование в современ-ном мире. 2014. № 2. С. 34-42.

16. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России [Электронный ресурс]. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=255210 (дата обращения: 10.05.2015).

17. Павлов И. П. Рефлекс свободы. СПб., М., Харьков, Минск: ПИТЕР, 2001.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Румянцева Н.Л. СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(2):214-220. https://doi.org/10.15372/PEMW20160203

For citation: Rumiantseva N.L. SYSTEM AND DIALECTIC APPROACH IN FURTHER TRAINING. Professional education in the modern world. 2016;6(2):214-220. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160203

Просмотров: 453

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)