ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА


https://doi.org/10.15372/PEMW20160103

Полный текст:




Аннотация

Система отечественного образования ярко продемонстрировала свои жизнестойкость и жизнеспособность в труднейших условиях социокультурной революции 1990-х гг. и не сумела подчиниться американским стандартам проводимой модернизации образования. Автор выдвигает гипотезу, в соответствии с которой социокультурный институт российского образования обладает каким-то скрытым потенциалом, сформировавшимся исторически, способным обеспечить дальнейшее развитие отечественного образования, вне независимости от проводимой модернизации системы образования. Предметом исследования стал поиск социально-культурных характеристик этого института, позволивших ему выстоять в эпоху перемен и революционных потрясений и обеспечивших его дальнейшее развитие. Целью данного исследования становится изучение основных характеристик отечественной системы образования, способных обеспечить ее дальнейшее развитие в современных условиях. В качестве теоретической основы исследования избран теоретико-методологический подход, предложенный американским социологом испанского происхождения М. Кастельсом для анализа современной экономики. В работе широко использовался социально-культурный подход, а также мониторинг информации по анализируемой проблеме и дескриптивный метод как метод сбора информации, первичного ее анализа и изложения полученных данных и их характеристик. Автор обращает внимание на тот факт, что до развала Советского Союза только две державы в мире вели подготовку специалистов по всем специальностям и направлениям без кооперации с другими странами: Советский Союз и США. В годы советской власти отечественная система образования развивалась самостоятельно, без оглядки на гегемона-монополиста, что в немалой степени обеспечило ее выход на первые места в мире. В настоящее время Россия в своей международной деятельности активно отстаивает идею многополярного мира. Опыт развития советской/российской системы образования показал, что это невозможно без единого образовательного пространства, отвечающего соответствующему центру экономического развития. Основными принципами такого образовательного пространства становятся: усиление интернационализации и интеграции национальных образовательных систем внутри общего центра экономического развития; диверсификация образования, обеспечивающая подготовку специалистов для экономики и промышленного производства разного типа; конвертируемость дипломов путем их признания; система академических («шефских») связей между вузами по типу центр - окраина; система многоуровневого образования, обеспечивающая общее образование повышенного уровня; наличие экономических рычагов управления академической и профессиональной мобильностью. Автор считает, что европейский опыт формирования единого образовательного пространства не стоит брать за образец, поскольку уже заканчивается 2015 год, а единое образовательное пространство в Европе отсутствует. В условиях монополярного мира гегемон-монополист подчиняет своим целям не только национальные экономики, но и политику, и образование, задавая свои стандарты. Эти стандарты перестают действовать в условиях многополярного мира.

Об авторе

Тамара Андреевна Арташкина
Дальневосточный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / сост. и предисловие Л. М. Волобуева. М.: Издат. дом «Карапуз», 2001.

2. О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации № 498 от 23 мая 1995 г. // Поиск. 1995. № 24. С. 7.

3. О стратегии модернизации высшего образования: Постановление Совета Российского Союза ректоров от 6-7 дек. 2002 г. URL: http://www.rsr-online.ru/doc/16/01.doc (дата обращения: 26.09.2015).

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Образовательный портал ucheba.com. URL: http://www.uroki.ru/met_rus/k_upravobraz/k_normdok/doktrina.htm (дата обращения: 26.09.2015).

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России № 393 от 11.02.2002 // Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения: 26.09.2015).

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: утверждена Правительством Российской Федерации № 2148-р от 22.11.2012 / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 26.09.2015).

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 27.09.2015).

8. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.

9. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад // Интелрос: Интеллектуальная Россия. URL: http://www.intelros.ru/reports/14409-buduschee-vysshey-shkoly-v-rossii-ekspertnyy-vzglyad-forsayt-issledovanie-2030.html (дата обращения: 27.09.2015).

10. Тюрина Л. Г. Образование и наука России при ВТО (Обзор по материалам прессы) // Alma mater. Вестник высшей школы. 2013. № 1. С. 17-24.

11. Куракова Н. Г. Факторы повышения международной конкурентоспособности российских вузов // Alma mater. Вестник высшей школы. 2014. № 6. С. 11-22.

12. Назарова И. Р. Форсайт в исследованиях будущего российского образования // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 22-29.

13. Ефимова И. Н. Рейтинг вузов стран БРИКС как катализатор повышения глобальной конкурентоспособности вузов, или Зачем он нам нужен // Alma mater. Вестник высшей школы. 2014. № 8. С. 13-17.

14. Гуслякова Е. В., Демчук А. Л., Телешова И. Г. Вхождение системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования: проблемы и задачи // Высшее образование в России. 2014. № 10. C. 5-10.

15. Блинов А. О., Рудаков О. С. Новая доктрина образования как условие изменяющегося государства // Alma mater. Вестник высшей школы. 2015. № 4. С. 23-28.

16. Егорычев А. М. Россия и мировая цивилизация: поиск социокультурных оснований в построении национальной системы образования // Alma mater. Вестник высшей школы. 2015. № 4. С. 20-27.

17. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): монография / Н. В. Наливайко, В. И. Панарин, В. И. Паршиков; отв. ред. В. В. Целищев. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.

18. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Образование в условиях информационной глобализации: монография. Новосибирск: НГПУ, 2013.

19. Кастельс М. Глобальный капитализм и новая экономика: значение для России // Постиндустриальный мир и Россия. М., 2001. С. 64-84.

20. Промышленные ведомости. URL: http://www.promved.ru/mart2_2000_09.shtml (дата обращения: 24.09.2015).

21. Чесноков А. С. Вьетнамская диаспора в России: история и современность // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2009. Т. 69. № 3. С. 40-46.

22. Арташкина Тамара. Образование в контексте культуры: Социокультурный механизм взаимодействия. Palmarium Academic Publishing, Germany, 2012.

23. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: ЗАО «Изд-во “Экономика”», 2001.

24. Сорокина Н. Д. Образование в современном мире (социологический анализ) // Сайт «Конфликт-менеджмент в управленческом консультировании». URL: http://www.conflictmanagement.ru/cat/?cat=58 (дата обращения: 27.10.2006).

25. Сорокина Н. Д. Образование в современном мире (социологический анализ): монография. М.: Экономика и финансы, 2004.

26. Гребнев Л. «Анти-Болонья»: позиция или поза? // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 8-14.

27. Противостояния нет // Поиск. 2001. № 45. С. 8.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арташкина Т.А. ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(1):18-27. https://doi.org/10.15372/PEMW20160103

For citation: Artashkina T.A. EXPERIENCE OF RUSSIAN EDUCATION IN FORMATION OF MULTI-POLAR WORLD. Professional education in the modern world. 2016;6(1):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160103

Просмотров: 354

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)